Надо ли закрывать НИШ?

8017
Adyrna.kz Telegram

В СМИ и социальных сетях были публикации против НИШ (Назарбаев интеллектуальные школы) вплоть до их закрытия. Есть опасность, что вместе с водой можно выплеснуть из ванны ребенка. В данном случае наработанный за 14 лет образовательный опыт наших детей и их учителей, который показал впечатляющие результаты, признанные у нас и за рубежом.

НИШ – это уже признанный бренд

Знаковым событием для НИШ является успешное прохождение международной аккредитации CIS (Совета международных школ), самой известной в мире организации, созданной для продвижения высших стандартов и последних достижений в области образования. 20 Интеллектуальных школ получили международную аккредитацию CIS, НИШ – это уже признанный бренд нашего образования.

В своем исследовании «Пандемия и образование в Казахстане: Серьезные потери и увеличение неравенства» Жан-Франсуа Марто, постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане написал: «Взять, к примеру, Назарбаев интеллектуальные школы – сеть из 22 высоко конкурентных школ для наиболее способных учеников. Учащиеся НИШ опережают своих сверстников на 124 балла PISA, что соответствует почти трем годам обучения. Что касается функциональной грамотности, то успеваемость учащихся из НИШ также разительно отличается от среднего показателя по стране: согласно результатам PISA за 2018 год, всего 6,2% учащихся НИШ были признаны функционально неграмотными в сравнении с 64% по стране».

НИШ, как и РФМШ, БИЛ и другие специализированные школы, построены по образцу московской школы А.Н.Колмогорова, выдающегося советского математика. В НИШ переняли суть этой модели: бесплатное обучение и интернат для детей из разных регионов и слоев населения, углубленное изучение математики, химии, биологии, английского языка и др., прием в спецшколу на основе честного и большого конкурса.

Спецшколы были и в советское время, и училось там небольшое количество учеников, удачно сдавшие вступительные экзамены. А количество НИШ растет – растет и количество способных учеников. К тому же эти школы – не элитные учебные заведения, которые большинству родителей не по карману, а бесплатные школы, куда поступают по результатам конкурсного отбора, в том числе дети из простых семей, сельской местности и т.д.

Уже никого не удивляют многочисленные победы НИШевцев на международных олимпиадах или приглашения от известных зарубежных университетов на учебу.

Например, именно ученику НИШ принадлежал уникальный рекорд в 2018 г. на международных экзаменах ACT и SAT Subject Tests: он набрал возможный максимум – 36 из 36 и 2 400 из 2 400.
Выпускница НИШ, имея 100 тысяч тенге в кармане, создала сеть школ программирования. Школы Айши Орымбаевой работают в Актобе, Атырау, Актау, Шымкенте, Павлодаре, Уральске, Нур-Султане и Алматы.

Или в космической отрасли: 17-летний школьник Ерасыл Тауекел – стажер NASA. Ерасыл поступил в НИШ в 7-м классе, где был кружок по ракетомоделированию, там у него появился наставник Оралбек Бидайбеков. Ерасыл представлял свои проекты делегациям NASA, Роскосмоса, Европейского космического агентства и трем казахстанским космонавтам. Не собирается бросать Казахстан, хочет построить казахстанскую ракету: «Кто-то должен это сделать, если никого нет, значит, мы должны объединиться и брать инициативу в свои руки».

Антон Моргунов, выпускник НИШ из Талдыкоргана, поступил сразу в пять ведущих вузов США: Массачусетский технологический институт (MIT), Гарвард, Стэнфорд, Колумбийский и Калифорнийский технологический институт (CalTech), в итоге выбрал MIT. Антон – победитель международных олимпиад по химии, редактор: является основателем научно-познавательного журнала «Квазар», им было создано сообщество учеников НИШ для подготовки к химическим олимпиадам (Pagodane.ru), ведет личный блог о поступлении в вузы/химии и т.д.

И таких примеров много.

Какие же аргументы у противников НИШ?

Большое финансирование на НИШ, «социальная несправедливость» – дети из сельских школ не могут поступить в эти школы, в НИШ не сдают ЕНТ и др. Затраты на одного ученика в НИШ превышают в 6-10 раз затраты в обычных школах, должно быть одинаковое для всех государственных школ финансирование.

Мол, без специальной подготовки невозможно поступить в НИШ, в селах нет такой возможности. А ЕНТ можно сдать без подготовки?! Хотя в НИШ поступают из сельских школ, проблема сельских школ – это проблема экономической политики государства, развала сельского хозяйства, а не проблема поступления в НИШ.

За хорошее образование надо платить, в данном случае платит государство: учеба в НИШ – бесплатная. Ведь инвестиции в образование – это инвестиции в будущее! Наличие интернатов уже предполагает повышенное финансирование, в том числе и на трехразовое питание и школьную одежду. Ведь именно для детей из сельской местности, пригорода предназначены интернаты, а также детям-инвалидам, детям из многодетных, малообеспеченных семей и др.

Например, в НИШ имеются хорошие лаборатории, где школьники могут проводить на необходимом уровне те же опыты по химии, а в медицинских вузах студенты порой лишены этого – с советских времен старые лаборатории с дефицитом оборудования и медицинских материалов.

И в эти школы часто поступают дети из простых семей, не имеющих средств на платное обучение, мало детей из обеспеченных семей, такие, как правило, учатся в частных платных школах или за границей.

Вот аргументы депутата Мажилиса Ирины Смирновой против НИШ: «Привилегий у НИШа много: бесплатная школьная форма, трехразовое питание, новые просторные здания и лаборатории, обучение дополнительному иностранному языку, уроки строятся по модели «Два учителя в классе». И самая главная привилегия – НИШ не участвуют в Едином национальном тестировании, которое, отнимая уйму времени, значительно снижает качество знаний школьников».

Удивительно, казалось бы, надо стремиться к таким же привилегиям и в обычных школах, повышать на них финансирование, а не закрывать финансирование на НИШ. В данном случае согласен: ЕНТ, «отнимая уйму времени, значительно снижает качество знаний школьников».

Да, выпускники НИШ не сдают ЕНТ – сдают вместо него свои внутренние и внешние экзамены, которые приравнены к ЕНТ, что позволяет поступать в отечественные вузы. Это было определено Законом от 19 января 2011 г. «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», на основании которого осуществляется деятельность этих учебных заведений.

В этом Законе имеется пункт «Лица, прошедшие обучение в Интеллектуальных школах, освобождаются от единого национального тестирования». Иначе НИШ теряют не только свою автономность и статус, престижность и высокий уровень знаний. Самое главное, НИШ превратится в обычные школы – ЕНТ уравнивает их.

Например, итоговую аттестацию в форме внешнего экзамена в НИШ проводят совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. А в оценивании экзаменационных работ принимают участие международные эксперты. Ученики НИШ сдавали экзамены внешнего оценивания, разработанные МЭСК и сопоставимые с международным уровнем А-level.

По окончании НИШ выпускники получают аттестат об общем среднем образовании, сертификат по английскому языку IELTS, международный сертификат CIE с результатами экзаменов внешнего суммативного оценивания.

Национальные Интеллектуальные школы

На мой взгляд, высокий уровень успеваемости в НИШ не только в отсутствии коррупционных составляющих при поступлении, ориентации на западную систему образования, ведении отдельных предметов на английском языке, но и в освобождении этих школ от ЕНТ.

В самом деле, зачем НИШ ЕНТ, «которое, отнимая уйму времени, значительно снижает качество знаний школьников»? И дело не только в качестве тестов, но в списывании на ЕНТ, которое не аннулировалось. С этим позорным списыванием начали реально бороться лишь в последние годы. Не пора ли пересмотреть или отказаться от нынешнего формата ЕНТ, при котором есть возможность списывания? И за основу принять экзамены в НИШ без списывания и коррупции.

Такая же ситуация с Назарбаев университет (НУ) – поступают на основе большого и честного конкурса без блата, взятки, списывания, как это случается в наших вузах с ЕНТ, обучение на английском языке. НУ также показывает высокий уровень знаний и компетенций.

Здесь реально учатся одаренные дети из всей республики. Огромный конкурс в НИШ и Назарбаев университет отбирает самых сильных и достойных детей. Поэтому не надо их закрывать – наоборот увеличивать количество таких школ и вузов.

Много претензии к непрозрачности работы НИШ, НУ и «Назарбаев Фонда», в том числе в вопросе оплаты зарубежных специалистов и др. Такие проблемы решаемы без закрытия учебных заведений.

В контексте изменения статуса первого президента идут разговоры об изменении названий НИШ и НУ – это тоже решаемый вопрос без их закрытия. В свое время КТЛ превратились в БИЛ. Например, НИШ без изменения аббревиатуры можно изменить в Национальные Интеллектуальные школы.

Введенное с недавних пор 12-летнее обучение в НИШ не только готовит выпускников к поступлению в вуз. В 12 классе темы отдельных предметов, проектов имеют уровень 1 курса вузовской программы, поэтому некоторые наши вузы принимают их сразу на второй курс.

По словам Куляш Шамшидиновой, председателя правления АОО «НИШ», около 90% выпускников НИШ обучаются на государственных или университетских грантах казахстанских вузов, из них 24% учатся в Назарбаев университете, 10% – уезжают учиться за пределы страны.
Возможно, эта статистика немного меняется по годам, но каждый год в отечественные и зарубежные вузы поступают 100% выпускников НИШ, абсолютное большинство – на гранты.

Эта статистика свидетельствует не только об успешности системы НИШ, но и опровергает миф о том, что многие ее выпускники уезжают учиться за рубеж и там остаются.

«Утечка мозгов» из Казахстана

Если говорить об «утечке школьных и студенческих мозгов», то это – выпускники обычных общеобразовательных школ РК. Причины называются разные, основные – сложное ЕНТ, дороговизна казахстанских вузов, низкое качество обучения в вузах, коррупция, взятки и др.

Российские вузы отбирают казахстанских школьников, организуют различные конкурсы для них, а самых талантливых приглашают к себе на учебу, предлагают скидки и трудоустройство.

В это время в казахстанских вузах – неподъемная стоимость обучения и сложное ЕНТ, не говоря о проблемах с трудоустройством. Поэтому выпускники часто делают выбор не в пользу РК. К примеру, только в 2017 г. из нашей страны за рубеж уехало почти 10 тысяч специалистов с высшим образованием.

По различным данным, высшее образование в России получают от 65 до 80 тысяч молодых казахстанцев и они с огромным отрывом лидируют среди иностранных студентов в российских вузах. Не меньше обучается и в российских колледжах. Преимущественно в областных центрах, соседствующих с Казахстаном.

Около 60% казахстанских студентов учатся в Москве, 8% – в Новосибирске, по 7% – в Екатеринбурге и Томске. При этом лишь пятая часть опрошенных хотят вернуться в Казахстан сразу же после окончания вуза, 40% планируют это сделать через некоторое время после получения высшего образования (после нескольких лет работы – 28%, после получения научной степени – 12%), 18% после учебы собираются уехать в другую страну, а 22% намерены навсегда остаться в России.

Это действительно большая социальная проблема в РК, которая никак не решается в течение многих лет.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ

Пікірлер