Как оренбургский казах не дал превратить тюрков во второй Афганистан в 1991 году

2746
Adyrna.kz Telegram
https://adyrna.kz/content/uploads/2025/06/e8a6bab2-fa52-40d8-976e-a06ee1b19b60-960x500.png?token=85626b4580fc30c3704a8fd1379407dd

Годы распада СССР и соцлагеря

1980-е – 1990-е были бурными и хитрыми годами, когда состоялась сдача СССР и части других соцстран – стратегическим конкурентам. Кто не сдавался - наказывались. Глава Румынии Н.Чаушеску вместе с женой 15.12.1989г. расстреляны, глава Югославии С.Милошевич в 1999г. попал под суд Гаагского трибунала и умер в тюрьме. Страны сотрясались митингами, демонстрациями, забастовками и вооруженными конфликтами внутри и с соседями. Создавались дефициты (временами даже носков в магазинах не было!!!), поводы для демонстраций, забастовок, конфликтов, прошли бурные, подчас кровавые события в разных частях СССР и - везде почему-то ощущался и официальный след, будто кто-то специально сверху направлял события в конфликтном направлении… К примеру, Карабахская война на Кавказе началась после поддержки сепаратистов в феврале – марте 1988г. на страницах официального органа Нагорно-Карабахского обкома КПСС и Совета народных депутатов НКАО «Советский Карабах» - при еще сохранявшейся дисциплине внутри партийных и советских органов от ЦК до самого низового парткома и сельсовета... Если Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете в 1988г., то 12 июня 1990г. уже в Москве Первый съезд народных депутатов РСФСР, возглавляемый вчерашним первым секретарем Московского горкома КПСС, принял Декларацию о государственном суверенитете. Первый же официальный отказ от коммунизма прозвучал еще при жизни генсека Л.И.Брежнева в апреле 1982г. из уст секретаря ЦК КПСС Ю.Андропова, который читал доклад ко дню рождения В.И.Ленина и сказал, что строительство коммунизма исключается из практических задач государства. Те 20 лет были эпохой хаоса в головах людей, в первую очередь – в самих компартиях. Вот пример из практической жизни: иду по улице где-то в 1992 или 1993-м, уже при Ельцине и меня останавливает Михалыч, четверть века проработавший вторым секретарем РК КПСС и спрашивает: «Губернатор Свердловской области предлагает создать Уральскую республику и наши все «за»!.. А ты как?». Отвечаю: «…татарам и другим народам республики нужны, чтобы сохранить родной язык, культуру, традиции. А вам, русским, зачем делиться»?.. Михалыч: «А чтобы Ельцину было хуже»!.. А в 1991 г., когда СССР был еще жив, посетил собрание демократов, смотрю – все вокруг хорошие ребята: врачи, учителя, инженеры и даже работники советской власти. А речи у них, как у Михалыча, только с противоположным знаком: «делать всё, чтобы было хуже «коммунякам»!.. Дали брошюру Г.Попова, являвшимся в те годы одним из гуру демократов и мэром Москвы, читаю, а там пишется, что надо страну поделить на 40 или 50 государств... Спрашиваю давшего мне этот опус инженера-связиста: «зачем вам делиться-то, Александр Николаевич»?.. Он: «вона Швейцария какая маленькая, а как хорошо живет»! Я: «Ну, кто вам маленьким даст хорошо жить – посмотри какие волчьи порядки в мире»!.. Куда только не толкали перестройщики… Наше Акбулакское районное казахско-татарское культурно-просветительное общество «Достык» (Дружба), председателем которого я стал, официально стало работать с учредительного собрания 16 декабря 1989г. И вот из протокола того собрания слова присутствовавшей там секретаря РК КПСС Р.Н.Венгеренко: «Сегодня большое событие в районе – создание вашего центра. Об Уставе и Программе – надо конкретно, вот у немцев в «Возрождении» всё чётко, надо было бы их взять за основу»!.. Пришлось мне отвечать, вот в протоколе: «Мы взяли за основу документы Оренбургского татарского общественного центра «Туган тель». Они более нам подходят, т.к. главная задача – культурно-просветительная и рассчитана на многие годы. А немецкий центр «Возрождение» ставит политические задачи, т.е. создание Немецкой автономной республики, после чего их Устав и Программа утрачивают силу. Подобных политических задач «Достык» не ставит, а потому нам не подходят для основы документы немецкого центра. Все конкретные задачи у нас перечислены и в Программе сказано: «В смутное время социальных волнений будем держать молодежь в руках, не давая никому затуманить их головы, удерживая от необдуманных поступков и особо – от какого бы то ни было противопоставления между людьми разных национальностей. Дружно живут в районе русские, казахи, украинцы, татары, немцы, башкиры, мордва и другие. Пусть культура каждого из них служит опорой для всех нас в самые ответственные моменты жизни, в труде и быту». Устав и Программа Немецкого общества тогда широко пропагандировались и печатались в «Блокноте агитатора» Оренбургского обкома КПСС. Мало того, зимой к нам в Акбулак приезжал представитель ЦК КПСС вместе с завотделом национальностей облисполкома - членов правления нашего общества «Достык» пригласили к первому секретарю райкома партии и беседовали на тему о создании немецкой автономной республики в Казахстане и России. Спрашивал представитель ЦК наше мнение, мы отвечали, что создавать немецкую автономию нельзя. Потом вызвали на собрание в Оренбурге, где председательствовал первый секретарь Оренбургского горкома КПСС Ю.Д.Гаранькин и делились мнениями активисты немецкого общества «Возрождение» и Оренбургского областного общества «Казах тиле» во главе с председателем М.Тасмурзиным. Наш ответ был, что мы уважаем трудолюбивый талантливый дружелюбный немецкий народ, но немецкую автономную республику создавать нельзя. В Казахстане дружно живут представители 100 этносов – нельзя же создавать 100 государств на казахской земле!..

Очень кратко о делах нашего районного общества «Достык»

Решение о его создании созревало по мере выхода официальных документов ЦК КПСС, и мы, инициаторы, старались ориентироваться на рационально полезные никому не вредящие задачи. Я работал в районной газете и когда речь зашла о возрождении народной культуры и языка, написал летом 1987г. статью о необходимости изучения родного языка как предмета в школе в казахских аулах и там, где казахи компактно живут. Редактор В.С.Куксин, член бюро РК КПСС, подписал и отправил в печать, а через два часа забрал из типографии и пришел ко мне в кабинет, зачеркнул свою подпись, порвал статью на две части и хитро так буркнул: «…больше не пиши такой национализм»!.. Я понял, что кто-то стукнул в райком и оттуда редактора «поправили». А осенью, как отклик на решения Январского Пленума ЦК КПСС 1987г. по кадрам, написал предложения о представлении казахов в аппаратах РК КПСС, райисполкоме, райкоме комсомола и в других структурах. Тут вошел замредактора Ж.Лукманов, спросил, что пишешь, прочел, сказал «Тамаша!» (отлично) и мы с ним передали по адресу свои предложения Пленуму РК КПСС. Вскоре собрался районный партакив, где разбирали Жаксылыка Лукманова, понизили до ответсекретаря и велели готовиться парторгом в колхоз. Меня разбирали на партсобрании, куда пришли два завотделом райкома партии. Начали с упреков в национализме, а когда дали слово мне, сказал, что недавно приезжал завсектором печати обкома КПСС В.Н.Ушаков и я задал ему вопрос, имеет ли право член партии довести мнения масс до вышестоящего парторгана?.. Обкомовец задумался и через несколько минут ответил, что член партии имеет такое право. И сказал я на собрании, что при этом присутствовал редактор нашей газеты и тот подтвердил мои слова кивком… Тут заворготделом райкома партии похвалил меня: «Товарищ Казиев показал себя опытным партийцем»!.. И – собрание кончилось. А где-то через неделю Ж.Лукманову предложили идти редактором газеты в другой район, но он переехал в Актобе, получил четырехкомнатную квартиру и стал редактором Западно-Казахстанской железной дороги «Стальная магистраль». Так мы на практике узнали, что разные отделы ЦК и обкомов нередко отправляют на места разные указания – даже противоположные друг другу. Если один секретарь ЦК тянулся к «демократии», то другой возглавлял «консерваторов» и даже были те, кто курировал «распад»?!? Хаос был управляемым, преследовавшим стратегические цели – кто подходил к пониманию этой реальности, тот старался не навредить никому своими действиями или бездействием… Что мы успели сделать – в сентябре 1989г. в трех школах района стал преподаваться казахский язык как предмет 4 раза в неделю, а в 1990 году уже в 6 школах как предмет и в 4 школах факультативно. В школе №2 стали преподавать татарский язык. Лет 15 выпускали страницу «Вас приглашает «Достык» в райгазете и в 1991 году – четыре номера газеты «Ақбұлақ» на казахском языке (дальше денег не хватило), где помещали материалы по истории, культуре и традициям народа. Возродили проведение народных праздников, создали мусульманский приход и открыли мечеть, загородили несколько мусульманских кладбищ. В Покровской средней школе, где директором был К.Б.Рамаданов, создали учительский казахский хор под руководством Жуматая Елимисова, который ездил по селам и районам и ценители удивлялись: «Мы и не знали, что может быть такой замечательный казахский хор»!.. Где-то в 1992г. удалось устроить на учебу в Актюбинский пединститут 11 ребят и в пединститут Уральска двоих – по специальности казахский язык в русской школе. Были и другие хорошие дела, обо всех не расскажешь. Как теряется саморегуляция - в природе, в народе, в стране и в человечестве...

Могут спросить, где мы находили учителей казахского языка?

Дело в том, что до прихода Хрущева Н.С. к власти в СССР в 1950-х годах у нас в Акбулаке работало казахское педагогическое училище, были казахские школы по всему району и я сам успел кончить целых два класса на казахском языке в родном ауле Егенсай. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев был троцкистом, т.е. сторонником Л.Д.Троцкого (1879-1940), который имел 50% вероятности стать во главе СССР еще при живом В.И.Ленине и реально ставил задачу отменить все местные языки, чтобы народы забыли, кто они есть и - внедрить искусственный язык эсперанто как единый язык мирового пролетариата!.. При Хрущеве же началось воплощение мечты его былого политического кумира, по всему СССР, в т.ч. и в нашем районе: в 1950-е годы педучилище и преподавание родного языка закрыли... И вот через 30 лет после закрытия, преподававшие уже другие предметы учителя, выпускники Акбулакского педучилища, а также закончившие факультет казахского языка пединститута в соседнем Уральске, уже в свои предпенсионные годы взялись за святое дело: сами ездили в Казахстан, на свои деньги покупали учебники, словари и прочую литературу, стали учить школьников родному языку. Если Троцкий мечтал изжить из жизни и русский язык, то его последователь на главном посту страны, ведшей за собой полчеловечества – подрубил демографическую мощь государствообразующего народа – при Хрущеве пошло экономическое и агитационное выдавливание населения из сел Нечерноземья, запретив держать вторую корову, приравняв козу к корове. Введя налог на яблони, и тамошним колхозам не давали техники, финансов и прочих необходимейших ресурсов, вызывая людей «ехать на стройки коммунизма и целину» в Сибирь, на Урал, в Казахстан – исчезло 300 тысяч русских деревень, веками кормивших Русь, в т.ч. ржицей – выражение целинника Тимофея Петровича Кучерова, механизатора совхоза «Сагарчинский» Акбулакского района... Слово Валентину Фалину, бывшему секретарю ЦК КПСС и дипломату: «...когда же началась агония Советского Союза?.. приглашаю вас вдуматься в последствия санирования («исцеления») Н.С.Хрущевым сельского хозяйства... Именно при нем с 1962 – 1963 гг. СССР стал миллионами тонн закупать зерно!»... Обьявили, что сельчане должны покупать молоко и мясо в магазине и дело шло к ликвидации личного подсобного хозяйства. Но что же распропагандированная на весь мир «целина» – оказывается, там из-за природно-климатических условий нельзя было допускать сплошной распашки почвы – степные ветра во многих местах просто унесли плодородный слой земли в воздух... Из книги академика РАН директора Института Степи в Оренбурге А.А.Чибилева и О.А.Грошевой "Очерки по истории степеведения» стр. 127 – 132: «...за 1954 – 1963 годы площадь поднятой целины превысила 42 млн га... степной ландшафт был полностью уничтожен. Только в Северном Казахстане безвозвратно утрачено за счет различных видов эрозии 1,2 миллиарда тонн или 28% гумуса... усыхание рек и озер... уничтожены запасы охотничье-промысловых видов фауны... природа потеряла способность к саморегуляции... Распахав целину, страна (СССР) с 1964 г. ежегодно импортировала 25 – 40 млн тонн зерна»... Природа накапливала плодородный слой почвы, тысячи рек, родников и озер миллионами лет – партбосс пустил на ветер то плодородие, реки, родники и озера и... фауну, т.е. живых обитателей тех степей - за десять лет... Нисколько не умаляя достигнутых успехов СССР в 20 веке, к примеру таких как победа в ВОВ 1941-1945гг., создание ядерного щита, полета в космос и других, необходимо сказать, что за те 74 же года был также нанесен безвозвратный урон культурам и традициям всех народов, также как видите и природе. Традиции и язык ведь есть сердце культуры... Надсадили сердце... Мусульманскую общину в районе мы создали в том грозном и сложном 1991 году, и нередко возникала на первый взгляд даже комическая, а на деле, если кто понимает – очень драматическая – ситуация. Я приходил на прием к главе райадминистрации (председатель райисполкома), с протоколами собраний, где люди требовали вернуть хотя бы одно из помещений, отобранных за прошлые десятилетия в ходе закрытия многих мечетей, медресе, казахских и татарской школ, педучилища и общежитий – нужны были помещения и территории для всего лишь одной мечети и культурно-просветительной работы – и глава звонил первому секретарю РК КПСС, тот с грозным видом приходил и председатель райисполкома извиняющимся тоном говорил ему, что «опять пришел Казиев»!..

Чудаки не понимали – если бы мы не открыли мечеть, ее открыли бы - ваххабиты...

К примеру, в Бугурусланском районе Оренбургской же области в те годы приняли иноземные деньги и инструкторов, построили красивые мечеть и медресе, набрали молодежь на религиозную учебу, провозгласили муфтият, не подчиняющийся областному муфтияту, стали присоединять к себе верующих других районов, завели связи с забугорьем – через несколько лет их воспитанники стали отмечаться как боевики в горячих точках!.. Ясное дело – пошли суды, медресе и мечеть закрыли, кое-кто из нажившихся на вере бежал – звон стоял оглушительный... Мы же, культпросветчики Акбулака, просто помогали местным верующим в упрочении традиционной спокойной религии. Учли, что с падением социалистической идеологии подходит вал постмодернизма, содомизма, эгоизма и прямого расчеловечивания – только собственные мозги и проверенные тысячелетиями местные традиции могут удержать народы от очередного массового оболванивания. Многие партийные же начетчики реальности в большинстве своем уже не понимали и действовали как бумажные солдатики, как об этом пел Булат Окуджава еще при том же Н.С.Хрущеве... Советское общество тогда потеряло саморегуляцию – как и природа всплошную перепаханных степей с рискованным земледелием, как об этом сказал академик А.А.Чибилев... И вот, об избрании меня на тот съезд тюркских народов СССР 1991г. в городе Казани в сообщении газеты Акбулакского района Оренбургской области «Степные зори» от 24 января 1991г: «7 января в Оренбурге состоялся пленум правления областного общества «Казах тиле». В работе пленума приняли участие зав. идеологическим отделом обкома КПСС В.А.Меньшов, инструктор облисполкома А.М.Бобылев, представители областных отделов культуры и образования, члены руководства татарского, башкирского и немецкого областных культурно-просветительских обществ. Были избраны представители на съезд тюркоязычных народов СССР, который состоится в Казани в феврале текущего года. Ими стали М.Б.Тасмурзин и Т.А.Казиев». 16 января 1991г. распоряжением №19 М.Тасмурзин назначил меня заместителем председателя областного правления общества «Казах тиле» - я ехал на съезд с этим мандатом, сам председатель на съезд не поехал... Как видите, процесс перестройки шёл под бдительным оком правящей партии и органов государства, в т.ч. избрание делегатов на съезд, работа самого съезда, о котором будет дальше разговор и вот такое длинное вступление дано для того, чтобы читатель проникся пониманием обстановки тех лет, когда определенные структуры правящей партии и государства практически сами отбирают делегатов на съезд, где к ним с обращением создать халифат выступает бородач в полувоенной форме, похожий на Бен Ладена – кто мог такое ожидать?..

Под сенью Новоогаревского и халифатского проектов...

На 20 августа 1991г. было назначено принятие Союзного Договора, который могли подписать и автономии, в результате которого автономии приобретали права выхода из существующего государства. Но, как помните, на день раньше 19 августа начался августовский путч и Новоогаревский проект провалился – и 8 декабря того же года собравшиеся в Белой Веже руководители Беларуси, Украины и России объявили о выходе своих стран из СССР, в результате чего СССР разделился на 15 государств... А Новоогаревским процессом так назвали, т.к. в Новоогареве глава государства генсек ЦК КПСС М.Горбачев собирал руководителей союзных республик, обсуждая выдвинутый им и 3 декабря 1990г. поддержанный Верховным Советом СССР, проект Союзного Договора. В ходе процесса пошел разговор и о подписании того Договора и автономными республиками, в частности Татарстаном, в результате принятия этого документа и в определенных условиях разделение СССР могло стать на большее число государств. Именно под сенью Новоогаревского процесса были многие выступления ораторов на съезде. ...Казань в тот год сотрясался митингами и перед автобусом, который вез к Дворцу имени Ленина, где проходил съезд, ходили люди с транспарантами, зазывавшие на очередную демонстрацию. В зале собраний съезда на сцене стояли флаги и знамена движений и партий, а вокруг знамени Кокандской автономии ходил энергичный бородатый парень и время от времени бросал в зал зычные призывы: «Объединимся вокруг знамени Кокандского халифата»!.. Как пишется в книге Мухаметдинова Р.Ф. «Зарождение и эволюция тюркизма», в работе съезда 19 -21 апреля 1991г. в Казани принимали участие 42 организации тюркских народов: татар 19 организаций, азербайджан 6 организаций, узбеков – 3, казахов, башкир и якутов – по 2, у остальных народов по одной организации. Из невосточных народов – немецкая организация «Возрождение». По типу деятельности 5 народных движений, 6 политических партий, а также культурные общества и ассоциации. Гостем был 3-й секретарь посольства Турции в СССР г-н Эрхан Озсой. Пресса и телевидение было. Приняты Программа, Устав, 20 резолюций и обращений». Как пишет один из авторов Программы, принятой на том съезде тюркских народов в Казани 19 – 21 апреля 1991г. Р.Мухаметдинов, ее главными идеями были «демократия и свобода как два главных постулата». Эти две идеи входили в унисон как раз с целями Союзного Договора, который должен быть подписан и принят 20 августа 1991 года. Большую часть съезда председательствовал и чаще всех выступал доцент кафедры истории КПСС Казанского госуниверситета, один из организаторов Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) и его первый председатель Марат Мулюков (1930 – 1997). Горячим и вдохновенным было выступление Фаузии Байрамовой, писательницы и председательницы партии «Иттифак», известной деятельницы оппозиции в Татарстане и в 1990 – 1995 годах народного депутата Татарстана. И что было совсем неожиданно для большинства – перед делегатами несколько раз выступал один из самых активных гуру того съезда – будто сам Бен Ладен, двойник или похожий на него человек!.. Мы же тогда о таком деятеле не слыхали, это потом, уже при демократии, он стал мелькать в телевизоре... А в зале Дворца имени Ленина агитировал за создание халифата лет под сорок бородач в полувоенной форме под Че Гевару, говорил по-русски с акцентом и вкрадчиво обещал, что они исламисты - светских людей не тронут!.. Надо же так постараться – привезти к нам на встречу та-ко-го кадра... Многие читатели, конечно, не знают, что в очень даже светский Афганистан пригласили в правительство религиозников именно по предложению Кремля после прихода к власти М.Горбачева в 1985 году. В статье действ.члена Академии политических наук профессора МГУ С.Черняховского «Кто сделал Афганистан исламским государством?» говорится об этом - 4 мая 1986г. Бабрака Кармаля освобождают с поста и главой страны становится Наджибулла, в Конституцию страны вписывается ислам на правах государственной религии и моджахеды, подготовленные службами западных стран, Пакистана и других, приглашаются в правительство!.. Когда же СССР вывел войска, моджахеды пошли в наступление, но откатились, т.к. военные еще были на стороне Наджибуллы. И пишется в той статье, что «весной 1990г. Наджибулла по согласованию с Кремлем начал аресты военных-халькистов» (Хальк – фракция правящей партии НДПА). И пошел внутренний раздор, а СССР отказал в поставке оружия, боеприпасов и ГСМ... «Конец Наджибуллы был ужасен: когда моджахеды в 1992г. взяли Кабул, его привязали к джипу веревками и протащили по Кабулу, а верные правительству военные были вырезаны. После теракта 11 сентября 2001г. в Афганистан вошли американские войска.... По сути, исламским государством Афганистан сделали не талибы и не моджахеды – его таким сделали Наджибуллла, совершивший в 1986-87 гг. по требованию советского руководства в стране государственный переворот и объявивший своей идеей ислам, и тогдашний Кремль». Представьте, что было бы в эти 33 года, прошедших с тех пор - если бы делегаты съезда в Казани в 1991 году клюнули на «халифатскую наживку» - уже по городам бывшего Советского Союза таскали бы на веревках за джипами кровавые тела деятелей, пригласивших в местные правительства - «халифатчиков»?.. Как одному выступающему за мир и дружбу при решении острых проблем победить - двадцать выступающих за конфронтацию, войны и революции? ...В зале сидели лидеры народных движений, писатели, ученые, учителя родных языков, патриоты своих народов, работники культуры, высказывавшие боль и надежды миллионов людей. В перерывах мы знакомились, делились информацией, почувствовали себя как родные, давно не видавшиеся друг с другом. Кумыков, к примеру, поразило, что в Казахстане хорошо знают их замечательного поэта Жырчи Казака и его произведения печатаются в казахских журналах и газетах, и просили прислать те газеты и журналы им. В большинстве выступлений звучали призывы к немедленням действиям, к выходам на демонстрации и силовому решению назревших проблем. И в то же время вырисовывалась стратегия определенных, внешних сил – использовать энергию народов СССР для создания долгого хаоса и кучи горячих точек, как в Афганистане, на Ближнем Востоке и в других местах... Рядом со мной сидел студент-казах, учившийся в Казани, он говорил: «Агай, через неделю будет демонстрация, мы тоже пойдем! Казахов в Казани пять тысяч человек»!.. А тут выступал как раз представитель Народного фронта Азербайджана, показывал на другого делегата: «.. он кагебист, душил демонстрации в Баку в январе прошлого года!», но когда тот предложил воинственную резолюцию, закричал: «Молодец, я к тебе присоединяюсь»!.. Одного из делегатов я увидел после по телевизору в свите главы Узбекистана – видимо, послали для зондажа обстановки, как и таковых из других республик и зарубежных государств. Выступил с трибуны и я, передал братский салем участникам съезда от казахского народа – такого радостного и долгого звучания аплодисментов в жизни не слыхал – чего-то хорошего эти люди ждали именно от казаха. Я предложил создать Тюркский фонд культуры, а резолюции, ведущие к конфронтаци между собой и с соседями - отвергнуть. Предложил решение проблем и противоречий только мирным путем. То же самое делал при голосовании за принятие некоторых конфронтационных резолюций, вставал с места и говорил: «...завтра нам будет стыдно за такие резолюции!» и - видел гневные яростные лица членов президиума, но вслух никто из них ничего не сказал: кругом пресса, телевидение и представители республик и государств... Сидящие рядом дергали меня за пиджак, шептали: «...зарежут же! Пышақтайды»!.. Но, видать, был строгий приказ кураторов – что никаких эксцессов с участниками съезда быть не должно… Құдай сақтады. И никто не выступил с поддержкой моих предложений. Но при голосовании их поддержало большинство делегатов. Это были те, кто так горячо и долго хлопал при выходе на трибуну ақ көңілді қазақа – молчаливое большинство. Значит, народы еще имеют способности к саморегуляции!.. Тәңіріміз қолдады. Это общение в перерывах показало, где – свои. А агитаторы конфронтации работают на чужие интересы. Просто всегда нужны люди, выражающие на деле интересы и духовные ценности народов, а не забугорных мошенников. Братишка-студент, сидевший рядом со мной, в заключительный день съезда сказал: «Ага, я понял: на демонстрацию мы не пойдем»... Мирные резолюции съезда тюркских народов СССР 1991 года в Казани способствовали тому, что на громадных пространствах от Алтая до Гагаузии и от Туркмении до Якутии эти 33 года многие жили мирно... Пусть будут мир и счастье у народов! Колхоза нового не надо, ибо в нем хоть было и хорошее, но было и то, что к примеру, половина казахов потеряла родной язык, потому нужно продолжать быть добрыми соседями, общаться, торговать, любить родные традиции и совместно искать пути движения вперед, с учетом интересов и духовных ценностей как каждой страны, так и родного всем нам человечества! Если, уважаемые читатели, будете искать материалы о съезде тюркских народов 1991 года в Казани – можете не найти, т.к. он зашифрован как Второй съезд Всемирной Ассаммблеи тюркских народов (ВАТН). А Первым съездом ВАТН назван съезд народов Востока 1990 года в Москве, проходивший под руководством Олжаса Сулейменова. Ни он сам, ни делегация из Казахстана на съезд в Казань в апреле 1991г. – не приехали, видимо, кто-то помешал приехать. Нет в материалах о «Втором съезде ВАТН (тюркских народов СССР) апреля 1991г. в Казани ни слова о горячих резолюциях и спорах по ним. Каждый материал, видимо, давался в интересах тех групп, чьи интересы как бы защищал автор того материала, а ученым, изучающим ход того съезда, достаются урезанные клочки. Только сбор множества источников может отразить весь ход того съезда. А написать эту статью меня вынудила нынешняя обстановка в мире, где идут войны и страшные эксцессы вроде расстрела боевиками зрителей в концертном зале в Москве и последующие события – кто-то опять хочет развязать повсеместные кровавые конфликты на одной шестой территории планеты. Люди, будьте бдительны, берегите мир, дружбу, единство в своих странах и добрые отношения с соседями, не поддавайтесь на провокации недоброжелателей!

Нет второму Афгану!

Торегали Казиев, писатель-исследователь. Автор книг, посвященных истории Степи: «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак!», «Казах держал на плечах Небо», «Сапара Матен-кызы – казахская Жанна д Арк», «Во главе Великой Сарматии» и других. Из рода таракты табын ашебек, родился в 1948г. в Оренбургской области в ауле Егінсай по правому берегу реки Бала Кобда, а отец, дед и другие предки родились 20 км оттуда на правом берегу реки Ұлы Кобда напротив могилы Кобыланды батыра аула Жирен Копа Кобдинского района Актюбинской области. Окончил Оренбургский сельхозинститут. Работал агрономом, экономистом, в профсоюзных и советских органах, в газетах. Был членом Союза журналистов СССР. Возглавлял экспедиции по исследованию культурно-исторических памятников ранних и поздних кочевников. Один из организаторов Объединения казахов Оренбуржья, был членом правления, зампредседателя и сопредседателем правления областного общества, 18 лет возглавлял казахско-татарскую ирреденту Акбулакского района, участвовал в съезде тюркских народов 1991г. в Казани, первом съезде казахов мира 1992г. в Алматы и в других форумах. В 2007г. переехал в Актобе. Работал в газетах, исследует древность Степи, сейчас пишет на казахском языке книгу «Қазақнама». Статьи и интервью печатались в СМИ: «Актюбинском вестнике, «Қазақия», «Қазақ үні», «Ақиқат», «Адырна», «Мысль», «Эврика», «Актобе таймс», «Керек инфо», «Тарих Казахстан», «Матрица», «Қамшы» и др. В 2018г. награжден Почетной Грамотой Союза Журналистов Казахстана «За весомый вклад в развитие отечественной журналистики и многолетнюю плодотворную работу». Награжден медалью Бокенбай батыра, книга «Акбулак – прародина скифских царей» была номинантом краеведческой Рычковской премии, были и другие поощрения. Работает над вводом в широкий информационный оборот терминов «казахская цивилизация», «казахский способ производства» и разъяснением того, почему мэтр мировой дипломатии Генри Киссинджер при приезде в Астану в 2005 году назвал Казахстан колыбелью человечества.

Актобе. Казахстан.

9.06.2025 г.

댓글
기타 기사