В Степи семья и дети держались на мужчине. Сейчас – на женщине

4223
Adyrna.kz Telegram

Давно идет тенденция: современный мужчина перестает быть главой семьи, и нередко он – не продолжатель рода. И наряду с другими эта одна из основных причин небывалых разводов и распада семейных отношений в Казахстане. Ныне у мужчины – незавидное место в семье, которое противоречит его традиционному положению.

Есть известное выражение «казахский народ состоит из родов», однако при этом не учитывается в этой системе реальные права и возможности мужчины – он давно потерял, как ни странно, свое положение как продолжателя рода. Ныне принадлежность к определенному роду отнюдь не означает реальную принадлежность к нему.

При разводах мужчины остаются без детей

С советских времен сложилась практика – при разводах суды, наверное, в 95-97% случаев принимали сторону женщины и оставляли детей у нее, независимо от того, кто был инициатором развода, кто виноват, не учитывали интересы мужчины, а также различные жизненные обстоятельства. Ныне это воспринимается как аксиома, не подлежащая обсуждению – мол, дети должны остаться с матерью, мать – это святое.

″ При этом осталась вне внимания и анализа огромная армия детей, которые после разводов остались с матерями и потеряли связь не только с отцами, но и с родовой принадлежностью. Даже если она каким-то образом осталась, то лишь формально – прерывается родственная связь с родственниками со стороны отца. И к какому роду будет относиться ребенок после развода родителей? Сейчас женщина может быть главой семьи. И продолжательницей рода, раз дети остаются с ней?

Мы не заметили такую огромную социальную проблему, как появление большого количества детей без отцовского (мужского) воспитания – они не видели воспитания в полной семье, не представляют в полной мере семейные, родовые ценности – прервалась связь поколений. В их глазах глава семьи – женщина, и соответственно формируется семейная иерархия отношений. Недаром психологи уверены, что многие неженатые мужчины – это взрослые «мамины сыночки». Поэтому советуют родителям, особенно матерям, вовремя «отпускать сыновей».

И проблема в данном случае не в возрождении родовых отношений. Проблема в том, что современный мужчина перестал быть главой семьи (и рода). И наряду с другими эта одна из основных причин небывалых разводов и распада семейных отношений в Казахстане.

Эту тему не принято обсуждать в СМИ, среди родственников, друзей – мужчина после развода обычно уходит из семьи навсегда, оставляя без внимания, любви и материальной поддержки своих детей, которые остались с матерью. Этот разрыв усугубляется еще сильней, если бывшие супруги женятся или выходят замуж повторно.

И мужчина стал плохим отцом, перестал быть главой, опорой семьи, «добытчиком и охотником», настоящим мужчиной. Да, он может повторно жениться, и будет новая семья. Но может жениться на женщине с детьми, тогда он – воспитатель детей другого мужчины, другого рода.

По разным причинам у наших мужчин не развито чувство отцовства. Например, уход за маленьким ребенком считается чисто женским делом – редко увидишь мужчину, который нянчиться с ним. В садике и школе также на родительские собрания в основном ходят женщины. Не говоря о пьянстве, наркомании и т.д., которые некоторым мужчинам дороже и ближе, чем семья.

У мужчин произошел психологический надлом: женщина сильнее в правах на общего ребенка – это ее сын или дочь при разводе. Сознательно и подсознательно у наших мужчин формируется «синдром квартиранта» – при разводе он должен оставить квартиру и детей. Говорят, что в большинстве случаев на развод подают женщины.

Ей, получается, «выгодно» – дети-то остаются с ней, на старости лет есть кому за ней ухаживать. А мужчина остается беспризорным – ведь не все женятся повторно, не всегда бывают общие дети во втором браке. Недаром в годы независимости отмечено социальное явление – увеличение числа стариков в домах престарелых, а также количества брошенных детей.

Если мужчина хочет видеть ребенка после развода, ему назначают какие-то часы или минуты общения, а иногда – отказывают даже в этом. Такая практика не только ущемляет права отцов, но и негативно влияет на мужчин и в целом на институт семьи. Ведь традиционно отец передает фамилию своему ребенку, отчество – тоже от него, но в итоге ребенок становится чужим.

Не в этом ли причина того явления, что многие молодые мужчины не хотят жениться, не хотят создавать семьи? Зачем жениться, если последует развод? Получается, лучше не жениться и жить с родителями, чем жениться, разводиться и остаться без детей?

                     Декрет о расторжении брака – основа разводов

Несколько лет тому назад в Казахстане распадалась каждая третья семья, и с 2014 г. по количеству разводов республика вошла в первую десятку в мире.  В 2017 г. – новое «достижение»: на 1 августа было зарегистрировано 75 701 акт о заключении брака и 31 469 актов о расторжении брака. То есть мы шли к мировому рекорду, когда будет распадаться каждая вторая семья!

И вот, согласно международному исследовательскому сайту World Population Review, Казахстан занимает 2-е место в мировом рейтинге разводимости. В 2022 г. было заключено 140 256 браков и зарегистрировано 48 239 разводов.

При такой «разводной» ситуации у нас стабильно растет количество одиноких людей, а доля лиц, состоящих в браке, наоборот, уменьшилась. Если раньше говорили о большом количестве незамужних женщин, то в последние годы выросло и количество неженатых мужчин.

Если 7-10 лет тому назад по статистике на 700 тысяч незамужних девушек в возрасте от 18 до 35 лет было 300 тысяч холостяков, то в последние годы ситуация меняется. К тому же доля молодых женщин в общей численности молодежи на начало 2022 г. составила всего 48,87%, то есть менее половины. Более того, доля девушек год от года сокращается: так, годом ранее показатель достигал 48,92%, 5 лет назад – 49,5%, а десятилетием ранее – 49,88% (то есть почти поровну с парнями).

Дело дошло до того, что мужчины легко бросают женщин с детьми, как и женщины легко идут на развод – они уже не дорожат семейным очагом, как раньше до революции, не берегут его как зеницу ока, уже не говорят, что семья – это святое. Потерялось, так сказать, природное начало в мужчине – иметь и воспитывать своих детей, не развито чувство отцовства, не говоря о чувстве причастности к роду. Нередко само вступление в брак молодыми людьми воспринимается даже случайностью, которая уже предполагает «выход» из ситуации: «если что – разведусь». Нет элементарной ответственности!

А с приходом «дикого капитализма» отношения между мужчинами и женщинами подверглись «коммерциализации»: появились «токалки», проститутки, проституты-мужчины и т.д., люди превратились в товар – появилась даже торговля людьми.

В итоге – рекордное количество разводов. Со смещением традиционных ролей, потери мужчины роли продолжателя рода мотивация и причинно-следственная связь между усилиями и результатами потеряна. Ведь раньше у мужчины был статус кормильца и главы семьи, рода. Ныне этого нет. Сейчас женщина, даже живущая в семье мужа, самостоятельна. Экономическая свобода привела и к тому, что инициаторами разводов все чаще становятся женщины, и многие, родив ребенка, легко расстаются с семьей и возвращаются к своей матери, которая, возможно, тоже воспитывала дочь одна.

Истоки разрушения родовых и семейных отношений ни в советское время, ни в годы независимости не были досконально изучены. В Союзе это была запретная тема, где своеобразие досоветских брачно-семейных отношений подавалось как патриархально-феодальные пережитки, рудименты родового строя, дореволюционная семья – это, мол, патриархальная семейная община с деспотической властью ее главы, и все остальные члены семьи находились в экономической и правовой зависимости. Ну и, конечно, бесправное положение женщины…

В 1917 г. приняли декрет не о сохранении семьи, а о расторжении брака – он так и звучал: «Декрет ВЦИК и СНК о расторжении брака» (16 (29) декабря 1917 г.). 100 лет разводу – этим декретом сделали все, чтобы облегчить развод, способствовать разрушению семьи на законных основаниях! Ведь до революции разводиться даже в России было сложно. В знаменитом романе Толстого «Анна Каренина» Анна не хотела развода, потому что сына ей не отдадут, и он вырастет у отца.

Вот некоторые статьи: «Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них. Убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов или одного из них, судья единолично постановляет определение о расторжении брака, в чем и выдает супругам свидетельство. (…) определяет, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, прижитые в браке, и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по содержанию и воспитанию детей, равно как и о том, обязан ли муж и в каком размере доставлять пропитание и содержание своей бракоразведенной жене».

В первые годы советской власти считалось, что семья – это буржуазный пережиток, и дали максимальную свободу женщинам, поэтому суды обычно оставляли детей после развода женщинам. И эта практика в основном осталась и в современном Казахстане. Хотя признается равенство супругов, однако на практике чаще всего суд оставляет ребенка с матерью, руководствуясь при этом только интересами ребенка.

                         В Степи род, семья и дети держались на мужчине

Оказалось, достаточно одним законом изменить основной код традиционной семьи, чтобы вызвать со временем незаметное разложение рода – основного стержня казахской семьи, что в свою очередь расшатало и саму семью как фундаментальную основу народа и государства. И эта тема под запретом.

Вышеуказанный декрет и современные его варианты разрушают традиционные структуры семьи. Большая семья, которую раньше объединяло несколько поколений, в наше время редкость. Разрываются связи поколений. Современная семья, если можно так выразиться, превратилась в «однопоколенное» образование. Негативная трансформация происходит во всех сферах жизни человека.   

Воспитание детей в Степи, условно говоря, было раздельное: мать воспитывала дочерей, отец – сыновей. С малых лет их готовили к взрослой жизни: девочек – к ведению домашнего хозяйства, роли жены и матери, мальчиков – к жизни охотника, воина, хранителя семьи и рода. По этой причине не было маминых сыновей (папиных дочерей), как часто бывает ныне.

В Степи из-за родового единства не было разводов как социального явления. Если по каким-либо причинам жена уходила из семьи, дети по умолчанию оставались в семье отца – главы семьи и продолжателя рода. При этом проявилась вековая мудрость наших предков: женщина редко бросает своих детей из-за материнского чувства. По этой причине и разводы были редки. Мужчина тоже не бросал своих детей и жену, ибо семья была основой жизненного пути и рода.

По этой причине была огромная ответственность на стадии выбора супруга. Жених понимал, что с появлением детей он не сможет с легкостью уйти к другой, ибо он и его семья будут всю жизнь воспитывать и обеспечивать детей от первого брака. Невеста тоже учитывала при выборе будущего супруга – собрать вещи и детей и уйти будет невозможно.

В настоящее время у нас преобладает западная модель семьи, которая не соответствует нашему традиционному статусу. Разрекламированные права человека, а не семьи, западный вариант эмансипации женщины и пенсионное обеспечение пришли в противоречие с семейными традициями и ценностями, которые в известной мере ограничивают свободу личности: на первом месте семья, рождение детей и их воспитание, а также уход за престарелыми родителями.

Пришло время пересмотреть закон «О браке и семье», в частности о расторжении брака. Если у нас оставлять детей с отцами (на первое время хотя 30%) при разводах, то это нововведение остановило бы многих женщин от желания разрушить семью. Ведь с мальчиками должен быть отец. Конечно, надо реже разлучать матерей и дочерей. А нынешнее положение вещей – это ущемление прав мужчин.

Надо изменить отношение к разводам не только мужчин и женщин, но и всего общества, а также законодательную основу брачных отношений, призванную защищать и укреплять семью и семейные ценности, а разводы сделать «невыгодными». В школе нужно ввести предмет «Нравственные основы семейной жизни», для молодежи открыть курсы «Для молодых мам и пап» и т.д.

Необходим комплексный государственный подход к восстановлению института семьи. Надо изменить эту романо-германскую правовую систему под нашу ментальность, что существенно сократит количество разводов и сохранит институт семьи.

                                                                                                             Дастан ЕЛЬДЕСОВ   

 

 

 

Пікірлер