Панорамный взгляд на историю и возможности развития страны: эксперт о реформах Президента

1817
Adyrna.kz Telegram
https://adyrna.kz/content/uploads/2025/04/whatsapp-image-2025-04-30-at-10.28.08-960x500.png?token=f8bf786ee30f772345b93ea2a52b275a
Мы последовательно осуществляем масштабные реформы и точечные преобразования во всех сферах, исходя из чаяний народа и требований времени. Так Президент Касым-Жомарт Токаев описал результат происходящих в Казахстане изменений в политической и общественно-социальной сферах. Как отметил глава государства, за три года наша страна сильно изменилась, встав на новые рельсы развития. По итогам всенародного референдума были внесены поправки в Конституцию, расширены полномочия Парламента, усилена подотчетность Правительства, улучшена система защиты прав человека, образован Конституционный Суд, созданы условия для активного участия граждан в процессе принятия решений. Выступая на четвертом заседании Национального курултая Президент анонсировал предстоящие реформы. О предполагаемых результатах их реализации наш корреспондент поговорил с заместителем генерального директора Института философии, политологии и религиоведения Шолпан Джаманбалаевой. - Шолпан Ерболовна, Президент отметил, стране необходим единый концептуальный документ, упорядочивающий всю проводимую работу в сфере внутренней политики. Как Вы считаете, какие направления и принципы должны стать основой новой Концепции, а также чем вызвана необходимость изменений в этой сфере?  - Казахстану необходима идеологическая основа, способная не только укрепить национальное единство, но и обеспечить современную, справедливую и устойчивую модель развития страны.  В мировой практике национальная идеология формируется через четко сформулированные принципы, которые объединяют общество и задают его ценностные ориентиры. Например, в США – это свобода, демократия, индивидуальная ответственность. Во Франции – свобода, равенство, братство. В Сингапуре – меритократия, дисциплина, инновационность. Южная Корея сформировала национальную идеологию через экономическое чудо, продвигая идеи труда, инноваций и патриотизма. Китай развивает концепцию «Китайской мечты», ориентированную на национальную гордость и коллективное развитие. Япония гармонично сочетает традиции и модернизацию. Каждая из этих стран нашла свою модель, и это позволило ей сформировать устойчивое общество. Ключевые идеологические приоритеты Казахстана неоднократно озвучивались Президентом: независимость и суверенитет; справедливость и открытая власть, закон и порядок; единство и толерантность, патриотизм и ответственность, национальное единство и культурное многообразие. Эти важные ценности направлены на укрепление национальной идентичности и консолидацию общества.  Но важно не только их провозглашать, но и закреплять и интегрировать в госуправление, образование, культуру, медиа и общественный диалог.  Только так Концепция внутренней политики станет действенным инструментом развития Казахстана. - При этом необходим панорамный цивилизационный взгляд на историю, отметил глава государства, затронув тему советского прошлого. Как это наследие отражается на современной общественно-политической ситуации? - Тема советского наследия остается одной из самых сложных и многослойных в общественно-политическом дискурсе Казахстана. Президент неслучайно поднял этот вопрос – речь идет не просто о переоценке прошлого, а о формировании зрелого взгляда на историю, который необходим для осознания собственной идентичности. Сегодня в обществе распространено критическое, а порой даже критиканское отношение к советскому периоду. В ряде случаев это выражается в полном отрицании позитивных аспектов того времени: системы образования, научных достижений, социальной мобильности, ценности труда, отсутствия массовой бедности. Однако давайте будем честны: советская эпоха – это не только репрессии и тоталитаризм, но и важный этап становления Казахстана в его нынешнем виде. Старшее поколение воспринимает этот период не по учебникам, а через личный опыт. Они видели и плюсы, и минусы той системы. Молодое поколение, напротив, зачастую воспринимает советское прошлое исключительно через призму социальных потрясений и коллективных травм. Конечно, были тяжелые страницы истории – депортации, голод, репрессии. Но если концентрироваться только на трагедиях, мы теряем возможность извлечь из прошлого конструктивные уроки. Поднятие этой темы Президентом – призыв к глубокой интеллектуальной работе над нашей историей. Это возможность создать панорамный взгляд на развитие страны, осознать его как непрерывный процесс, а не набор отдельных, оторванных друг от друга эпох. Такой подход позволит нам не искать врагов в прошлом, а формировать современную идентичность, основанную на балансе между традициями, историческим опытом и устремленностью в будущее. - В Казахстане гарантирована свобода вероисповедания, но беспорядок и вседозволенность недопустимы, отметил глава государства. Это очень чувствительный вопрос. Каким образом по вашему мнению можно регулировать данное направление? - Тема религии действительно остается одной из самых дискуссионных в нашем обществе, особенно в условиях переосмысления ценностей и поиска духовных ориентиров. Люди ищут смысл, обращаются к традициям, пытаются найти баланс между религией и современным миром. Казахстан – светское государство, которое не вмешивается в религиозную деятельность, но создает правовую основу для официальных конфессий, чья деятельность прозрачна и основана на взаимном уважении. Однако наряду с традиционными религиозными объединениями существуют и так называемые квазирелигиозные группы. Они часто скрыты, не регистрируются официально и могут преследовать цели, далекие от истинных духовных ценностей. Под их влиянием могут распространяться радикальные идеи, искаженные трактовки веры, попытки манипулировать сознанием граждан, что особенно опасно для молодежи, находящейся в поиске духовных ориентиров. Государство противостоит таким явлениям, но важно понимать, что решение не только в запретах, а, прежде всего, в просвещении и воспитании критического мышления, особенно среди молодежи. Здесь большую роль играют религиозные организации, образовательные учреждения, научное сообщество и СМИ. Нужна единая просветительская стратегия, где религия рассматривается не только как традиция, но и как элемент современной культуры. Только тогда религия останется тем, чем она и должна быть – духовной опорой, источником нравственности и гармонии, а не инструментом деструктивного влияния. - Как известно, Казахстан столкнулся с инфраструктурным кризисом. В связи с этим в стране начаты работы по модернизации энергетического и коммунального секторов. Какова их взаимосвязь с экономическим и социальным аспектами? - Инфраструктурные проекты – это основа экономического роста и социальной стабильности. Президент четко обозначил, что без мощной инфраструктуры невозможно говорить о сильной экономике, комфортной жизни граждан и развитии регионов. Газопроводы «Талдыкорган – Ушарал» и «Бейнеу-Бозой-Шымкент», новые электростанции в Кызылорде и Туркестанской области, модернизация ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Алматы, железные дороги, аэропорты, автотрассы, контейнерный хаб на Каспии – все эти проекты не просто создают удобство, они меняют структуру экономики.  Во-первых, инфраструктура создаёт рабочие места. Причём не только в момент строительства. Когда дорога, порт или станция начинают работать, появляются новые возможности для бизнеса – от логистики до торговли. Это рабочие места, это рост доходов, это новая динамика в экономике. Во-вторых, инфраструктура – это приток инвестиций. Бизнес приходит туда, где есть удобные дороги, стабильное энергоснабжение, доступ к газу и воде. Развитая инфраструктура снижает издержки производства и делает Казахстан более привлекательным для новых предприятий. В-третьих, развитие инфраструктуры повышает уровень жизни. Когда строятся дороги, когда подключаются газ и электричество – люди получают новые возможности, регионы оживают, экономика становится более устойчивой. Президент делает ставку на комплексный подход – связать всю страну едиными транспортными, энергетическими и цифровыми коридорами. Чем больше мы вкладываем в инфраструктуру сегодня, тем крепче будет экономика завтра, тем выше уровень жизни, тем больше возможностей у бизнеса и граждан. - Озвучивая реформы, президент часто отмечает, что не стоит впадать в крайности. Таким образом четко обозначая курс дальнейшего развития. Чем объясняются такие оговорки, а также как это влияет на эффективность исполнения поручений Президента?   - Когда Президент говорит, что не стоит впадать в крайности, он даёт чёткий ориентир: реформы должны быть взвешенными, последовательными и реалистичными. Это не про осторожность, а про эффективность – когда решения принимаются с учётом реальных возможностей государства и общества. Казахстан – многонациональная, многослойная экономика и общество. У нас разные регионы, разные интересы, разные ожидания. Поэтому реформы должны учитывать интересы всех социальных групп – от бизнеса до сельских жителей, от молодёжи до старшего поколения. Если этот баланс нарушить, можно столкнуться с недоверием и сопротивлением общества. Казахстану нужен четкий, сбалансированный путь, в котором модернизация идёт рука об руку с национальными интересами, а реформы – с реальными возможностями. Поэтапный и системный подход влияет и на реализацию поручений Президента. Если реформы проходят по продуманному сценарию, это снижает ошибки, делает процесс управляемым, даёт возможность адаптировать стратегию по ходу дела. Такой метод не только укрепляет доверие граждан, но и позволяет выстраивать диалог между властью и обществом, обеспечивая долговременный успех реформ. - Какие общие выводы можно сделать исходя из риторики выступления президента? Насколько предложенные во время заседания Национального курултая реформы отражают реальные запросы общества? - Выступление Президента было четким, прагматичным и нацеленным на реальный результат. Он обозначил ключевые направления развития страны, подтвердил значимость гражданских инициатив, подчеркнул важность диалога власти и общества. Президент открыто признает недостатки, призывает к объективному анализу достижений и предлагает рациональный, прагматичный подход. Это важно, потому что реформа ради реформы не работает – нужны системность и учет общественных ожиданий. Модернизация экономики, развитие инфраструктуры, социальная справедливость, повышение эффективности госуправления – это не абстрактные концепции, а ответ на реальные запросы общества. Казахстанцы ожидают улучшения качества жизни, доступности социальных благ, справедливого распределения ресурсов, экономической стабильности. Главный посыл выступления Президента: движение Казахстана вперед должно быть осмысленным, поступательным и поддержанным обществом. Только так мы построим сильное, справедливое государство, где каждый человек будет чувствовать себя частью общего успеха.
Комментарии