Мы последовательно осуществляем масштабные реформы и точечные преобразования во всех сферах, исходя из чаяний народа и требований времени. Так Президент Касым-Жомарт Токаев описал результат происходящих в Казахстане изменений в политической и общественно-социальной сферах. Как отметил глава государства, за три года наша страна сильно изменилась, встав на новые рельсы развития. По итогам всенародного референдума были внесены поправки в Конституцию, расширены полномочия Парламента, усилена подотчетность Правительства, улучшена система защиты прав человека, образован Конституционный Суд, созданы условия для активного участия граждан в процессе принятия решений. Выступая на четвертом заседании Национального курултая Президент анонсировал предстоящие реформы. О предполагаемых результатах их реализации наш корреспондент поговорил с заместителем генерального директора Института философии, политологии и религиоведения Шолпан Джаманбалаевой.
- Шолпан Ерболовна, Президент отметил, стране необходим единый концептуальный документ, упорядочивающий всю проводимую работу в сфере внутренней политики. Как Вы считаете, какие направления и принципы должны стать основой новой Концепции, а также чем вызвана необходимость изменений в этой сфере?
- Казахстану необходима идеологическая основа, способная не только укрепить национальное единство, но и обеспечить современную, справедливую и устойчивую модель развития страны. В мировой практике национальная идеология формируется через четко сформулированные принципы, которые объединяют общество и задают его ценностные ориентиры. Например, в США – это свобода, демократия, индивидуальная ответственность. Во Франции – свобода, равенство, братство. В Сингапуре – меритократия, дисциплина, инновационность. Южная Корея сформировала национальную идеологию через экономическое чудо, продвигая идеи труда, инноваций и патриотизма. Китай развивает концепцию «Китайской мечты», ориентированную на национальную гордость и коллективное развитие. Япония гармонично сочетает традиции и модернизацию. Каждая из этих стран нашла свою модель, и это позволило ей сформировать устойчивое общество. Ключевые идеологические приоритеты Казахстана неоднократно озвучивались Президентом: независимость и суверенитет; справедливость и открытая власть, закон и порядок; единство и толерантность, патриотизм и ответственность, национальное единство и культурное многообразие. Эти важные ценности направлены на укрепление национальной идентичности и консолидацию общества. Но важно не только их провозглашать, но и закреплять и интегрировать в госуправление, образование, культуру, медиа и общественный диалог. Только так Концепция внутренней политики станет действенным инструментом развития Казахстана.
- При этом необходим панорамный цивилизационный взгляд на историю, отметил глава государства, затронув тему советского прошлого. Как это наследие отражается на современной общественно-политической ситуации?
- Тема советского наследия остается одной из самых сложных и многослойных в общественно-политическом дискурсе Казахстана. Президент неслучайно поднял этот вопрос – речь идет не просто о переоценке прошлого, а о формировании зрелого взгляда на историю, который необходим для осознания собственной идентичности. Сегодня в обществе распространено критическое, а порой даже критиканское отношение к советскому периоду. В ряде случаев это выражается в полном отрицании позитивных аспектов того времени: системы образования, научных достижений, социальной мобильности, ценности труда, отсутствия массовой бедности. Однако давайте будем честны: советская эпоха – это не только репрессии и тоталитаризм, но и важный этап становления Казахстана в его нынешнем виде. Старшее поколение воспринимает этот период не по учебникам, а через личный опыт. Они видели и плюсы, и минусы той системы. Молодое поколение, напротив, зачастую воспринимает советское прошлое исключительно через призму социальных потрясений и коллективных травм. Конечно, были тяжелые страницы истории – депортации, голод, репрессии. Но если концентрироваться только на трагедиях, мы теряем возможность извлечь из прошлого конструктивные уроки. Поднятие этой темы Президентом – призыв к глубокой интеллектуальной работе над нашей историей. Это возможность создать панорамный взгляд на развитие страны, осознать его как непрерывный процесс, а не набор отдельных, оторванных друг от друга эпох. Такой подход позволит нам не искать врагов в прошлом, а формировать современную идентичность, основанную на балансе между традициями, историческим опытом и устремленностью в будущее.
- В Казахстане гарантирована свобода вероисповедания, но беспорядок и вседозволенность недопустимы, отметил глава государства. Это очень чувствительный вопрос. Каким образом по вашему мнению можно регулировать данное направление?
- Тема религии действительно остается одной из самых дискуссионных в нашем обществе, особенно в условиях переосмысления ценностей и поиска духовных ориентиров. Люди ищут смысл, обращаются к традициям, пытаются найти баланс между религией и современным миром. Казахстан – светское государство, которое не вмешивается в религиозную деятельность, но создает правовую основу для официальных конфессий, чья деятельность прозрачна и основана на взаимном уважении. Однако наряду с традиционными религиозными объединениями существуют и так называемые квазирелигиозные группы. Они часто скрыты, не регистрируются официально и могут преследовать цели, далекие от истинных духовных ценностей. Под их влиянием могут распространяться радикальные идеи, искаженные трактовки веры, попытки манипулировать сознанием граждан, что особенно опасно для молодежи, находящейся в поиске духовных ориентиров. Государство противостоит таким явлениям, но важно понимать, что решение не только в запретах, а, прежде всего, в просвещении и воспитании критического мышления, особенно среди молодежи. Здесь большую роль играют религиозные организации, образовательные учреждения, научное сообщество и СМИ. Нужна единая просветительская стратегия, где религия рассматривается не только как традиция, но и как элемент современной культуры. Только тогда религия останется тем, чем она и должна быть – духовной опорой, источником нравственности и гармонии, а не инструментом деструктивного влияния.
- Как известно, Казахстан столкнулся с инфраструктурным кризисом. В связи с этим в стране начаты работы по модернизации энергетического и коммунального секторов. Какова их взаимосвязь с экономическим и социальным аспектами?
- Инфраструктурные проекты – это основа экономического роста и социальной стабильности. Президент четко обозначил, что без мощной инфраструктуры невозможно говорить о сильной экономике, комфортной жизни граждан и развитии регионов. Газопроводы «Талдыкорган – Ушарал» и «Бейнеу-Бозой-Шымкент», новые электростанции в Кызылорде и Туркестанской области, модернизация ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Алматы, железные дороги, аэропорты, автотрассы, контейнерный хаб на Каспии – все эти проекты не просто создают удобство, они меняют структуру экономики. Во-первых, инфраструктура создаёт рабочие места. Причём не только в момент строительства. Когда дорога, порт или станция начинают работать, появляются новые возможности для бизнеса – от логистики до торговли. Это рабочие места, это рост доходов, это новая динамика в экономике. Во-вторых, инфраструктура – это приток инвестиций. Бизнес приходит туда, где есть удобные дороги, стабильное энергоснабжение, доступ к газу и воде. Развитая инфраструктура снижает издержки производства и делает Казахстан более привлекательным для новых предприятий. В-третьих, развитие инфраструктуры повышает уровень жизни. Когда строятся дороги, когда подключаются газ и электричество – люди получают новые возможности, регионы оживают, экономика становится более устойчивой. Президент делает ставку на комплексный подход – связать всю страну едиными транспортными, энергетическими и цифровыми коридорами. Чем больше мы вкладываем в инфраструктуру сегодня, тем крепче будет экономика завтра, тем выше уровень жизни, тем больше возможностей у бизнеса и граждан.
- Озвучивая реформы, президент часто отмечает, что не стоит впадать в крайности. Таким образом четко обозначая курс дальнейшего развития. Чем объясняются такие оговорки, а также как это влияет на эффективность исполнения поручений Президента?
- Когда Президент говорит, что не стоит впадать в крайности, он даёт чёткий ориентир: реформы должны быть взвешенными, последовательными и реалистичными. Это не про осторожность, а про эффективность – когда решения принимаются с учётом реальных возможностей государства и общества. Казахстан – многонациональная, многослойная экономика и общество. У нас разные регионы, разные интересы, разные ожидания. Поэтому реформы должны учитывать интересы всех социальных групп – от бизнеса до сельских жителей, от молодёжи до старшего поколения. Если этот баланс нарушить, можно столкнуться с недоверием и сопротивлением общества. Казахстану нужен четкий, сбалансированный путь, в котором модернизация идёт рука об руку с национальными интересами, а реформы – с реальными возможностями. Поэтапный и системный подход влияет и на реализацию поручений Президента. Если реформы проходят по продуманному сценарию, это снижает ошибки, делает процесс управляемым, даёт возможность адаптировать стратегию по ходу дела. Такой метод не только укрепляет доверие граждан, но и позволяет выстраивать диалог между властью и обществом, обеспечивая долговременный успех реформ.
- Какие общие выводы можно сделать исходя из риторики выступления президента? Насколько предложенные во время заседания Национального курултая реформы отражают реальные запросы общества?
- Выступление Президента было четким, прагматичным и нацеленным на реальный результат. Он обозначил ключевые направления развития страны, подтвердил значимость гражданских инициатив, подчеркнул важность диалога власти и общества. Президент открыто признает недостатки, призывает к объективному анализу достижений и предлагает рациональный, прагматичный подход. Это важно, потому что реформа ради реформы не работает – нужны системность и учет общественных ожиданий. Модернизация экономики, развитие инфраструктуры, социальная справедливость, повышение эффективности госуправления – это не абстрактные концепции, а ответ на реальные запросы общества. Казахстанцы ожидают улучшения качества жизни, доступности социальных благ, справедливого распределения ресурсов, экономической стабильности. Главный посыл выступления Президента: движение Казахстана вперед должно быть осмысленным, поступательным и поддержанным обществом. Только так мы построим сильное, справедливое государство, где каждый человек будет чувствовать себя частью общего успеха.
Другие материалы
Adyrna.kz ұлттық порталының маңызды ақпараттарына жазылу
Соңғы жаңалықтар туралы хабардар болыңыз