ГЕНРИ ФОРД – ОТЕЦ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

3937
Adyrna.kz Telegram

 

30 июля 1863 года на ферме недалеко от Дирборна, в Мичигане на свет родился мальчик который со временем выработает свои правила жизни. Одна из них гласит: Лучше приложить все силы для усовершенствования хорошей идеи вместо того, чтобы гнаться за другими, новыми идеями.
Мальчик рос на ферме, где как и на других, тогда приходилось использовать много тяжелого ручного труда. А еще у него в детстве не было игрушек и ему самому приходилось их мастерить.
Его первое впечатление, о котором он мог вспомнить годы спустя, свидетельствует что в хозяйстве слишком много трудились по сравнению с результатами. И он на всю жизнь сохранил подобные чувства по отношению к фермерской жизни. Уже с ранней юности он начал думать, что многое можно было делать совсем иначе. Каким-нибудь другим способом. Поэтому он обратился к технике. Отец не приветствовал новое занятие сына. А мать наоборот, всячески поддерживала увлечение сына, и всегда утверждала, что ее сын прирожденный техник. Когда он ездил в город, его карманы всегда были набиты гайками и обломками железа.
Важным событием для мальчика, которое приходится на тот год когда ему исполнилось даенадцать лет, стали подаренные часы. Нередко ему удавалось заполучить сломанные часы и он пробовал их чинить. Через некоторое время он смог так починить часы, что они ходили правильно. Позже он уже мог починить всякие часы, хотя инструменты юного мастера были довольно примитивными.
Другим важнейшим событием для мальчика стала встреча с локомобилем милях в восьми от Детройта, когда он ехал с родителями в город. Это была первая телега без лошади, которую он увидел в жизни. Удивленному мальчику удается переговорить с водителем.
Этот локомобиль стал причиной того, что мальчик с головой погрузился в технику. Со времнем он пришел к выводу, что из книг нельзя научиться ничему практическому. Машина для техника то же, что книга для пистеля, и настоящий техник должен знать, как в ней все изготавливается. И если у него есть голова на плечах, то он постарается их применить.
Когда Генри в семнадцать лет окончил школу и поступил учеником в механическую мастерскую Драйдока, отец желавший, чтобы его сын стал фермером посчитал его почти погибшим. Увлеченный же юноша все необходимые познания усвоил задолго до истечения трехлетнего срока ученичества. И так как у него было пристрастие к точной механике, то по ночам работал в починочной мастерской. Он также полагал, что уже может приблизительно за 30 центов изготовлять приличные часы, и хотел в дальнейшем заняться именно этим. Однако оставляет эту мысль, доказав себе, что часы, в общем, не принадлежат к безусловно необходимым предметам в жизни и поэтому не все люди будут их покупать. Генри уже тогда хотел изготовить какой-нибудь продукт для массового потребления.
Сперва он конечно научился ездить на таком же локомобиле которую он встретил впервые. В то время идея экипажа без лошадей была чрезвычайно популярна. Уже много лет – в сущности, со времени изобретения паровой машины – шли разговоры об экипаже без лошадей. Генри в распоряжении которого на ферме была сносная мастерская, было нетрудно построить трактор. При этом Генри пришла мысль использовать его как средство передвижения. Он решает, что люди проявляют больший интерес к машине, на которой они могли бы ездить по сельким дорогам, чем к орудию полевых работ.
Отец все еще желающий сделать из сына фермера как он сам, предложил 40 акров леса, если Генри бросит свои машины. И Генри соглашается на это, но только временно. Он устраивает лесопилку, так как это приносит неплохую прибыль. Женится и строит дом. В новой мастерской которую он построил рядом с домом он продолжает заниматься своим любимым делом, когда не бывает занят рубкой деревьев и читает много о технике.
Со временем ему предложили работу, место инженера и механика в Дейтройтской электрической компании с ежемесячным жалованьем в сорок пять долларов. Генри принимет предложение, тем более все деревья к тому времени были вырублены. Через некоторое время он переходит на дневную смену. И каждый вечер, а зачастую и ночь работает над изобретением нового двигателя. Он очень верит, что у него получится. Тем более, что его жена верила в его изобретение еще убежденней чем он сам. Она помогала ему работать по ночам. Зимой когда рано темнело она держала над ним керосиновую лампу. Несмотря на то, что руки у нее синели, а зубы стучали от холода.
1892 году Генри Форд изготовил свой первый автомобиль, для которой он сам сконструировал все тонкие части механизма. Но... пришлось подождать до следующей весны, пока он не пошел к великому удовлетворению своего создателя. После трех лет изнурительного труда они добились своей цели. Это произошло в 1893 году, незадолго до тридцатилетия Генри. Однажды соседи услышали доносящиеся из мастерской странные звуки. Подбежав к окнам они увидели, как этот чудак, как они называли Генри и его жена ехали по дороге в коляске без лошади, катившейся само по себе! Они доехали до угла улицы и повернули обратно. Мотор работал блестяще.
Этим вечером родилась новая индустрия – автомобильная, которой суждено было стать ведущей в США. И если Генри Форда можно назвать отцом автомобилестроения, то миссис Форд, несомненно, мать этой индустрии. Пятьдесят лет спустя Генри Форда, верившего в реинкарнацию, спросили, кем бы он хотел быть в следующей жизни. «Мне абсолютно все равно, – ответил он, – главное, чтобы рядом со мной была моя жена».
Машина Форда, которая долгое время была первой в Детройте, по внешнему виду походила на крестьянскую тележку. В нем было два цилиндра диаметром 21/2 дюйма с шестидюймовым ходом поршня, помещенных рядом над задней осью. У машины было два хода или как принято сейчас говорить скорости – один в десять, другой в двадцать миль в час. Колеса были велосипедные с резиновыми шинами.
Машина Генри Форда долгое время была первым в Детройте. И это было только начало пути. Со временем Форд обосновал свою фирму по выпуску автомобилей. И назначал цены на свои автомобили из простого расчета того, что за его продукцию могли и хотели платить большое число покупателей. Этой политики Форд придерживался всегда. Если в 1909-1910 годах было выпущено 18664 автомобилей и каждая из них стоила 950 долларов, то 1913-1914 годах было выпущено 248317 машин стоимостью 550 долларов каждая. Через пять лет автомобиль «Форд» стоил 525 долларов, а с конвеера сошли 533706 новых автомашин.
31 мая 1921 года Генри Форд выпустил автомобиль № 5000000. Многие о нем думали, что ему теперь можно не считать деньги. Но и разбогатев Генри Форд не останавливался на достигнутом. Он постоянно боролся с чрезмерным расточительством человеческой энергии и материалов. Потому, что он был великолепным мастером своего дела. Он постоянно работал над улучшением качества своих автомобилей. Он тщательно изучал каждый автомбиль конкурентов. Для этого покупались по экземпляру каждой новой марки автомобиля. Обычно на нем некоторое время ездили сотрудники его завода и испытывали, после чего разбирали на части и исследовали, чтобы установить, как и из чего сконструирована каждая деталь.
Генри Форд был настоящим деловым человеком. Он считал, что высокая заработная плата, к счастью, помогает уменьшать расходы, так как люди, не имея никаких денежных проблем, становятся внимательнее к своей работе. Введением минимальной платы 5 долларов за восьмичасовой рабочий день он совершил один из самых умных шагов в политике снижения цен, что было для начала прошлого века делом революционным в производстве автмобилестроения и не только.
Генри Форд считал что производитель должен быть искренним, добросовестным и бесстрашным. Он говорил прямо и ясно: Я считаю неправильным извлекать из наших автомобилей чрезмерные прибыли. Умеренная прибыль справедлива, слишком высокая – нет. Поэтому с давних пор моим принципом было понижать цены так быстро, как только позволяет производство, и представлять выгоду от этого потребителям и рабочим, – причем с поразительно огромными выгодами и для нас самих.
Как деловой человек он был тверд в своих убеждениях и верил, что когда-то в мире будет больше автомобилей, чем людей, которые могут в них ездить. И что они будут стоить совсем недорого.

 

Бердалы ОСПАН

Национальный портал "Адырна"

Комментарии