Будущее Казахстана: ужасно или прекрасно? Новые Кочевники-2

3879
Adyrna.kz Telegram

В первой части этой статьи были описаны текущие и грядущие проблемы Казахстана и всего остаьного мира: изменения климата, экологическая катастрофа, системный экономический кризис, старение населения наложившееся на перенаселенность планеты, деградация гражданских институтов (образования, здравоохранения, пенсии), кардинальные изменения в роли государства, пересмотр государственных границ, идеологические, социальные и технологические изменения, отсутствие уверенности в будущем, отсутствие внятных путей выхода из кризиса, и пр.

Так же было указано, что ни один из видных сегодняшних проектов Казахстана («ватники», «западники», «исламисты», «туранисты», «националисты» и пр.) не является подходящим для решения проблем и вызовов нашей страны, поскольку они все разрабатывались без учета наших специфических условий. А условия эти таковы: географически Казахстан является частью Степного пояса Евразии, что выражается в огромных пустующих пространствах, растянутых логистических и производственных цепочках,  малой населенностью, засушливостью, неравномерностью природных условий, в резко-континентальном климате, и пр. Кроме того, Казахстану угрожают природные катаклизмы, среди который одним из главным является долгосрочная засуха и нехватка воды.

Также было сказано о том, что часть казахстанцев (Новые Кочевники) с оптимизмом смотрит в будущее, поскольку видит в текущих и будущих изменениях лишь закономерные и естественные циклические процессы, которые уже происходили здесь в конце Бронзового века, когда здесь возникла прогрессивная для своего времени Евразийская Кочевая Цивилизация. И что в те периоды, когда Казахстан был предоставлен сам себе, тут существовала своя «геополитическая проектность», не зависящая от внешних факторов.

Чтобы максимально примерить наш взгляд к нашему будущему, мы предлагаем два варианта развития будущего Казахстана: один – если мы будем продолжать текущую траекторию движения в составе «чужих» геополитических проектов, а второй, если Казахстан выберет принятие своей «особой роли» и своего «особого исторического пути».

 

Сценарий первый – Статус Кво

1980-90е – развал системы СССР, Казахстан обретает независимость. Начало демонтажа советской системы и строительства западной системы.

1990-10е – Казахстан встраивается в общий текущий мировой порядок по Западному образцу. Предпринимаются масштабные попытки построить здесь «периферийный капитализм».

2010-20е – начало глобального кризиса и «Великого Перехода» в новую модель Человечества. Текущая система переживает огромный стресс. Различные кризисы: экономический, экологический, политический, начало серии пандемий планетарного масштаба. Наступление долгосрочной циклической засухи. Образование и рост «депрессивных районов» Казахстана. Смертность растет, падает продолжительность жизни. Уровень образования падает, продолжается утечка мозгов зарубеж. Население сокращается на 1-2 миллиона.

2020-30 – начало дезинтеграции Казахстана. Официальная власть теряет влияние в депрессивных районах, где она переходит к ОПГ различной ориентированности. Распад логистической и производственной систем страны. Все способное население Казахстана массово покидает страну, остаются только те, кто не смог выехать. Страну покидают 3-5 миллионов людей, еще 1-2 миллиона умирают преждевременной смертью из-за ухудшающихся условий, остается 10-12 миллионов.

2030-40 – Казахстан практически превращается в «несостоятельное государство». Официальная власть частично сохраняется лишь в больших городах и «островах-анклавах» иностранных государств в местах месторождений нефти-газа и полезных ископаемых. В областях же и малых городах - полная власть ОПГ. Инфраструктура страны сокращается с каждым годом: приходят в непригодность никем не ремонтируемые дороги, выходит из строя подача газа и электричества, бензин становится самым дорогим ресурсом. Бандитизм на дорогах - сокращаются поставки еды в целые районы.

ОПГ и провластные структуры в условиях сокращающихся ресурсов вступают в вооруженную и кровавую борьбу между собой, в которой больше всего страдает мирное население. Массовые исходы беженцев в соседние страны, которые оборачиваются огромными потерями в дороге, а также за счет геноцида на границах соседями, у которых «и самих не хватает». Население страны падает ниже 10 миллионов.

2040-50 – Казахстан становится «дикой страной», где исчезли уже последние следы государственности. Вся территория поделена воюющими между собой ОПГ. При этом ресурсы продолжают сокращатся. Инфраструктура приходит в состояние полной разрухи. «Островки-анклавы» иностранных госурадств переживают нападения голодного местного населения, подгоняемого членами ОПГ. Наемные войска отражают большинство атак, но многие «островки» после этого ликвидируются хозяевами из-за рисков. Месторождения приходят в запустение. Большая часть центральной территории страны превращается в безлюдную пустыню – люди живут только в приграничных районах, где возможна хоть какая-то торговля с соседями. Население падает ниже 3-5 миллионов.

Огромные части страны переходят под контроль соседей – Северный Казахстан, Южный Казахстан (Сырдарья), Восточный Казахстан, и Западный Казахстан. В этих ушедших частях еще сохраняется жизнь, хотя местное население подвергается жестокой экплуатации и частично пребывает в состоянии рабства.

2050-70 – На оставшейся территории Казахстана практически отсутствует человеческая жизнь. Функционируют лишь отдельные «островки-анклавы» иностранных государств, выстоявшие в тяжелое для населения планеты время.

2070-80 – Основная часть Человечества пережила «Великий Переход». Население планеты сократилось на несколько миллиардов. Огромные площади планеты опустели, человеческое присутствие сохранилось в отдельных регионах планеты. Фундаментальные транформации в экономике, технологиях и самом человеческом обществе.

2080-2100 – постепенное начало нового витка Глобализации на новых принципах. Новая сборка Человечества в оставшихся странах. Казахстан как государство перестал существовать. На его месте на обновленной карте мира появилось новое название «Казахская пустыня», которую уже никто даже не собирается осваивать.

*Конечно, нужно отметить, что данный сценарий является черезчур пессимистичным. Все негативные явления здесь доведены до крайности, чтобы усугубить эффект. На самом деле вышеописанные тенденции будут иметь место, но, возможно, не в таких радикальных формах.

Сценарий второй – про-казахстанский

2020-30 – власти и общественность Казахстана крайне озабочены тревожными тенденциями в мире и в стране. Правительство создает Комитет по анализу ситуации с участием ученых и общественности. Результаты показали, что Казахстану в долгосрочной перспективе не подходит ни одна из существующих в мире моделей выхода из кризиса. Тогда принимается смелое и революционное решение - разрабатывать собственную концепцию развития с «чистого листа». Орган переименовывается в Комитет по разработке программы развития Казахстана в 21 веке.

Перед Комитетом ставятся две задачи: полноценное и всестороннее изучение опыта выживания и становления населения Казахстана в Бронзовом веке. Для работы выделяются значительные средства. К сожалению, начало работы Комитета испорчено скандалами – большая часть выделенных средств разворовывается, а полученные результаты не соответствуют поставленным задачам.

Но в связи с чрезвычайной важностью ситуации, Правительство не сдается и продолжает работу Комитета. После замены руководства в его состав приходят более адекватные люди и работа продолжается на оставшиеся средства. Новое руководство идет на беспрецендентные меры по прозрачности и вовлеченности общественности в решение поставленных задач. Общественность включается в процесс и теперь проблемой становится уже модерация и контроль накала и энтузиазма участников.

В конце концов выделяются несколько наиболее перспективных проектов. Комитет по разработке превращается в Комитет по реализации программы выхода из кризиса. Запускается несколько пилотных програм, и здесь опять же возникает проблема воровства средств. Будущее Казахстана оказывается на волоске из-за банальной привычной коррупции казахстанских чиновников и бизнесменов. Но руководство страны не отступает - к виновным применены жесткие меры, корумпированные руководители заменяются, и работа продолжается.

Следущей проблемой оказывается то, что основная часть программ на практике показывает свою бесперспективность. Комитет тщательно изучает полученный опыт. На кону не только престиж, но и само будущее Казахстана. Наконец, выделяются несколько относительно перспективных направлений, которое, при доработке и дофинансировании, могут показать эффективные результаты.

2030-40 – Несмотря на тяжелое начало и коррупционные скандалы, программа начинает показывать обнадеживающие результаты. Неожиданно приходит помощь из-за рубежа – оказывается, эксперимент Казахстана вызывает огромный интерес среди международных экологов, биологов, футурологов, физиков, генетиков, и пр. специалистов. Казахстану оказывают всемерную поддержку – как профессиональную, так и финансовую. Одним из спонсоров становится космическое агенство США NASA и другие космические программы мира.

Несмотря на успехи в работе Комитета, в стране сохраняются и усиливаются негативные тенденции, в том числе утечка мозгов и убыль населения. Засуха нарушает все существующие инфраструктуры в стране. Деградация страны идет уже полным ходом. И лишь работа Комитета наперегонки со временем, и балансирование всей страны на лезвии бритвы подает надежду.

2040-50 – На фоне общей растерянности и депрессии в мире, работа Комитета Казахстана дает повод для международного оптимизма. Его работа пристально рассматривается как внутри страны, так и за ее пределами. Все оставшееся население Казахстана держит руку на пульсе и следит за успехами и неудачами ведущихся работ. Несмотря на серьезные испытания и усиливающуюся засуху, население Казахстана слишком занято борьбой за выживание, чтобы унывать. Большие провалы компенсируются небольшими, но ценными успехами. Настроение в стране - рабочее.

Начинается обратная иммиграция - «приток мозгов» - в страну возвращаются уставшие от депрессии зарубежом выехавшие ранее казахстанцы с хорошим образованием и опытом работы, которые включаются в процесс реабилитации страны. Также образуется приток иностранных специалистов – ученых, инженеров, технологов, которые «поверили» в будущее Казахстана и готовы работать на его будущее благо.

2050-60 – Казахстан проходит «дно» в своей общей ситуации. Население упало до 5-7 миллионов. Степень обнищания основной массы населения достигло своего низшего предела. Правительство работает в авральном ручном режиме, стараясь всеми силами предотвратить распад страны. В этот момент общественный строй напоминает военно-полицейскую диктатуру, поскольку лишь она может обеспечить относительный порядок.

Но работа Комитета и связанных с ним государственных и частных структур выдает уже стабильные результаты. Теперь уже никто не сомневается в реализуемости программы выхода страны из многодесятилетнего кризиса. Ситуация начинает стабилизироваться. Благодаря своевременным мерам, принятым руководством страны, получилось избежать распада и гибели Казахстана, пройдя в миллиметрах от краха.

2060 – 2080 – страна постепенно выходит из долгого кризиса. Весь мир говорит о «казахстанском технологическом чуде», причем оно координально отличается от «нефтяного бума» конца 1990-начала 2010. На этот раз «казахстанское чудо» основано на тяжелой фундаментальной многодесятилетней кропотливой работе управленцев, ученых, инженеров, технологов и населения страны. Результаты относительно скромны, но зато долгосрочны. По сути Казахстану одному из первых в мире удалось на практике достичь «устойчивого развития», о котором так много говорили ученые-теоретики в начале 21 века.

Казахстанское ноу-хау становится примером для всей планеты. Аналогичные программы запускаются во всех частях планеты со схожим климатом: остальные евразийские степи, африканские равнины и саванны, северо-американские прерии, южно-американские пампы, австралийские полупустыни.

2080-2100 – Человечество выходит из глобального кризиса 21 века сильно потрепанным и в сильно уменьшенном виде, но гораздо более прочным и устойчивым. Многодесятилетняя депрессия сменяется осторожным оптимизмом.

В Казахстане к этому времени уже сложилась альтернативная цивилизация нового типа, которая является примером для всего остального человечества. Так же, как когда-то жители Степи в Бронзовом веке стали одними из основных творцов нового Железного Века, также и население Казахстана, выстояв в борьбе за существование, помогло дать начало следущему Веку.

**

Оба описанные выше сценария являются вполне возможными, хотя их точная реализация может отличаться.

 

В чем же секрет будущего Казахстана?

У внимательного и скептически настроенного читателя сразу должен возникнуть вопрос: что же такого должен сделать Казахстан, чтобы совершить прорыв в 21 и 22 веке, чтобы стать передовой лабораторией будущей человеческой цивилизации, и помочь Человечеству перейти в следущий Век?

Действительно, ведь это же самый главный вопрос. У меня есть свое видение, но я не хочу его никому навязывать. В предстоящем переходе мнение каждого мыслящего казахстанца будет играть важную роль. Поэтому я призываю всех самостоятельно поразмыслить о том, каким может быть будущее Казахстана. Для этой задачи предлагаю учесть несколько условий:

  1. Требуется польностью отойти от всего, чему нас учили в школе – неважно в «ватнической» или «западнической». Нам нужны принципиально новые решения «с чистого листа».
  2. Помощь не придет извне – никто в мире не знает, как нам быть дальше. Никто не подскажет как нам строить свое будущее, никто не поведет нас туда за ручку, никто не сделает это за нас. Заграница нам поможет только на последних этапах, когда (если) мы уже сами найдем решение.
  3. Обязательно учесть обьективные условия Казахстана в 21 веке: огромные пустынные территории, малонаселенность, невозможность или нецелесообразность создания здесь собственного мощного производства в стиле 20века, нерентабельность импорта и экспорта высоких технологий, сложности создания и поддержания инфраструктуры, растянутость логистических и производственных цепочек, особенности национального характера, а также грядущую многодесятилетнюю Засуху.
  4. Нужно учесть, что Казахстан уже проходил через аналогичную ситуацию в Бронзовом веке.

Чтобы было еще проще представить себе ситуацию, можно вообразить, что Казахстан вдруг остался отрезан от всего мира непроходимой стеной, или что Казахстан – это последняя в мире страна, зажатая в своих границах. Что можно сделать в этой ситуации, чтобы не только не допустить развала и гибели, но и совершить прорыв в следущий Век?

А я в следущей части поделюсь своим видением.             (Продолжение следует.)

Данияр БАЙДАРАЛИН

 

 

Комментарии