Как можно победить засуху в Казахстане

5401
Adyrna.kz Telegram

Засуха, которая затронула в нынешнем году многие страны, актуализировала проблему поиска водных источников, и ныне она является основным проявлением изменения климата. Климатический кризис в водной среде в виде дефицита воды существенно влияет на социально-экономические и экологические условия.

В целом на Казахстан надвигается засуха из-за глобального изменения климата, что приведет к дефициту питьевой и поливной воды, сокращению посевов кормовых и бахчевых, наступлению песков, дефициту электроэнергии. Если правительство не способно адекватно реагировать, перестраивать экономику, то многие регионы страны ждут через 30-50 лет запустение.

Подземное море Кокжиде – 1,8 млрд м³ воды!

И своевременные действия правительства на изменения климата способны предотвратить продовольственную и гуманитарную катастрофу, решить экологические проблемы.

Например, климатические изменения, а также нерациональное ведение сельского хозяйства в ряде районов Казахстана привели к проблеме дефицита воды, а также к опустыниванию, сокращению продуктивных земель, эрозии почв, потере гумуса и т.д. Уменьшение водных ресурсов привело к дисбалансу в сельском хозяйстве, что сказалось на благосостоянии и здоровье сельских жителей, а также на экологии. 

Заметным явлением в последние годы является высыхание пастбищ и снижение доступа скота к источникам воды, что мы наблюдали и в этом году.

Маловодье привело к проблемам водоснабжения населенных пунктов Западно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской, Актюбинской, Кызылординской областей, где наблюдается опустынивание лиманных сенокосов и пастбищ. Такие проблемы имеются и в населенных пунктах Жамбылской, Туркестанской, Восточно-Казахстанской и др. областей.

 В данной критической ситуации правительству необходимо обратить внимание на резервы подземных вод, с помощью которых во многих регионах реально можно восстановить водный баланс, решить проблему питьевой воды, поднять сельское хозяйство и провести озеленение местности.

Подземные воды дают реальный шанс противостоять опустыниванию, засухе и другим негативным последствиям изменения климата. При рациональном и научном подходе и использовании подземные воды – восполняемый ресурс. К тому же по сравнению с открытыми, поверхностными водными источниками они меньше подвержены загрязнениям и обладают лучшими качествами.

Например, в песках Кокжиде в Магалжарском районе Актюбинской области, на глубине 150 метров находится подземное море с огромными запасами пресной воды. Запасы его оцениваются почти в 1,8 миллиарда кубометров.

Его запасы могут принести пользу не только Актюбинской области, но и западному Казахстану в целом, где засухи нередки. К тому же эти запасы восполняемы. В области давно используют пресные подземные воды из-за мелководности рек и солености озер.

Впервые месторождение было разведано в 1983 году, балансовые эксплуатационные запасы питьевых подземных вод, подсчитанные на 25-летний срок эксплуатации, были утверждены ГКЗ СССР в количестве 196,5 тыс. куб. м/сутки.

Месторождение Кокжиде является участком недр, представляющим особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность и относится к государственному природно-заповедному фонду. По закону на территории заповедника запрещена деятельность, угрожающая его сохранности, в том числе бурение скважин.

Нефть может погубить море Кокжиде?      

Однако в реальности ситуация с подземным морем оказалась не столь радужной, и его перспективы весьма туманны.

Это месторождение является крупнейшим по запасам и уникальным по качеству питьевой воды в западном Казахстане. Но беда пресного моря в том, что оно расположено над газоконденсатным месторождением Урихтау и месторождением высоковязкой нефти «Кокжиде».

Нефть, добываемая с глубины трех тысяч метров, сопровождается попутным газом, содержащим до трех процентов сероводорода. Газ сжигается на факелах. Выбросы, рассеиваясь по огромной территории, оседают на земле, загрязняют почву, а затем с атмосферными осадками проникают в грунтовые воды. Как и химический раствор при бурении скважин.

Наличие нефтепродуктов в запасах пресной воды показали исследования, проведенные летом 2012 года агентством прикладной экологии РК, с  2008 года ведущим  мониторинг по заказу областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования.

Данные 2010-2014 годов на трех наблюдательных скважинах показали превышение ПДК нефтепродуктов в подземной воде от 3 до 42 раз.

Правда, одно недавнее исследование показало отсутствие примесей. Возможно, море в какой-то части осталось чистым от нефтепродуктов.

По словам доктора медицинских наук Арстана Мамырбаева, на сегодня в пользу контрактных территорий нефтяных компаний площадь заказника сократилась вдвое – с 84 000 до 44 000 гектаров. «В районе песков Кокжиде в течение многих лет ведется интенсивная разработка нефтяных месторождений. Многие члены нашего экологического совета являются членами научно-технического совета при департаменте экологии. Ежемесячно мы рассматриваем документы на разведку на месторождении Кокжиде. Ведомственные территории привели к тому, что в пользу контрактных территорий нефтяных компаний площадь заказника сократилась вдвое – с 84000 до 44000 гектаров. Недропользователями наращиваются объемы поисковых и разведочных работ. В регионе пробурено более 300 нефтяных скважин и согласно планам недропользователей будет пробурено еще 100 разведывательных скважин в течение 3-5 лет», – сказал А. Мамырбаев (Экологи Актобе: Мы можем потерять месторождение подземных вод Кокжиде. https://www.inform.kz/ru/ekologi-aktobe-my-mozhem-poteryat-mestorozhdenie-podzemnyh-vod-kokzhide_a3531828).

Изначально было понятно, что бурение нефтяных скважин способствует загрязнению месторождения Кокжиде и могут привести к безвозвратной его утере. Последствия подобного рода работ уже привели к загрязнению.

И это большая проблема, которая должна обсуждаться на государственном уровне: от ее решения зависит обеспечение водой районов двух областей – Актюбинской и Атырауской.

Еще в ноябре 2016 года аким Атырауской области Нурлан Ногаев направил на имя премьер-министра Бакытжана Сагинтаева письмо, в котором предложил начать работу со стороны ответственных министерств и ведомств для реализации мероприятий по обеспечению водой жителей Атырауской и Актюбинской областей из подземных источников Кокжиде.

Во время визита в 2018 году в Атыраускую область президент Нурсултан Назарбаев дал поручение оценить запасы подземных питьевых вод в песках Кокжиде и начать проработку проекта с прокладкой и строительством водоводов от данного месторождения подземных вод в сторону Атырауского и Мангистауского регионов.

В 2019 году власти Атырауской области сообщали, чтобы обеспечить население региона питьевой водой в связи с обмелением реки Урал, они планируют протянуть водовод из месторождения подземных вод «Кокжиде» из Актюбинской области.

В этой связи правительством выделены средства на изучение Кокжиде – в течение трех лет, начиная с 2019-го, будет проведена переоценка запасов подземных вод, уточнены контуры месторождения и оценена реальная экологическая нагрузка. Кроме того, Министерством экологии, геологии и природных ресурсов будет усилен контроль за нефтяными операциями.

Вместе с этим государство должно обеспечить разумный подход к воде на уровне доступа к месторождениям пресной воды. Скорее всего, государство будет постепенно национализировать земли над «подземными морями». Например, у бизнесменов планируют изъять земли над подземным месторождением в Мангистау.

Нефтяное лобби против пресной воды

С 2007 года чиновники и экологи добиваются придания особого статуса этим местам – подземным водам «Кокжиде» и «Пескам Кокжиде». Правила ограниченного хозяйственного использования таких объектов, утвержденные постановлением правительства страны в ноябре 2010 года,  запрещают размещение и строительство объектов, не связанных с целями и функционированием особо охраняемых природных территорий, разведку и добычу полезных ископаемых.

Но в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов и в Комитете лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства были не в курсе (?) негативного влияния на подземные воды.  Что позволило им сократить  площадь заказника почти вдвое,  с 84 тысяч до 44 тысяч гектаров, исключив из него контрактные территории нефтяных компаний.

Прокуроры Актюбинской области, основываясь на  последних результатах исследований, настаивают на восстановлении  первоначально установленной площади особо охраняемой природной территории.

Естественно, возникает вопрос: почему до сих пор воды подземного моря не используются в западных регионах страны? Ведь этот вопрос звучит давно. И в числе разных ответов робко звучит и такой – из-за нефтяного лобби.

В настоящее время в этом районе действуют девять нефтяных компаний, в том числе ОАО «Актобемунайгаз», 66,7 % акций которого принадлежит китайской нефтегазовой корпорации CNPC.

Сможет ли наше правительство привлечь к ответственности Министерство энергетики и минеральных ресурсов и Комитет лесного и охотничье хозяйство Министерства сельского хозяйства, которые сократили  площадь заказника? Сможет ли правительство восстановить  первоначально установленную площадь особо охраняемой природной территории? Национализировать земли над подземным морем Кокжиде с изъятием земли у нефтяных компаний? Использовать воды подземного моря в западных регионах?

Ведь на кону судьба западных областей республики!

                                                      Дастан ЕЛЬДЕСОВ

 

 

Комментарии