Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций Антониу Гутерриш посетит Казахстан по приглашению Президента Касым-Жомарта Токаева. Третьего августа глава государства и Генсек проведут переговоры и совместно посетят Региональный центр ООН по целям в области устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана в Алматы. О важности открытия Центра и значимости реализаций ЦУР, побеседовали с профессором КБТУ, председателем Гражданского Альянса г. Алматы, членом Общественного совета города Каиржаном Абдыхалыковым.
Каиржан Саясатович, как Вы оцениваете значение визита Генсека ООН в Казахстан и его влияние на региональные и глобальные процессы?
Считаю, что визит Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в Казахстан, а именно в город Алматы для открытия Регионального центра ООН по Целям устойчивого развития (ЦУР) для стран Центральной Азии и Афганистана, имеет большое значение. Это первый случай, когда Генеральный секретарь лично приезжает открыть такого рода Региональный центр, который будет постоянно базироваться в Алматы. Как мы помним, открытию центра способствовала инициатива нашего Президента Касым-Жомарта Токаева, направленная на продвижение и популяризацию процессов реализации Целей устойчивого развития для пяти стран Центральной Азии и Афганистана, что является крайне важным событием. Так как на данном этапе на мировой повестке стоят задачи реализации и локализации ЦУР в различных регионах и странах, эти цели выступают в качестве определённого плана, для достижения которого каждой стране и каждому региону необходимо выработать конкретные задачи и индикаторы. Именно этим будет заниматься Региональный Центр в рамках популяризации и продвижения идеологии Целей устойчивого развития.
Цели устойчивого развития были приняты в 2015 году, и с тех пор мир приобрёл новые черты – это фактически новый вид глобализации. В отличие от прежних форм, которые могли ущемлять развивающиеся страны, новая глобализация основывается на равноправии и человекоцентричности, что именно и отражают Цели устойчивого развития. Очень важно, чтобы принципы гуманизма и уважения к человеку и природе получили широкое распространение во всех уголках мира, включая Центральную Азию и Афганистан. Визит Генерального секретаря ООН особенно значим тем, что подчёркивает важную роль Казахстана в регионе в вопросах реализации ЦУР. Инициатива Касым-Жомарта Токаева имеет большое значение для дальнейшего продвижения устойчивого развития, чему и будет способствовать этот визит.
Какие темы, на Ваш взгляд, будут подняты в ходе переговоров между Касым-Жомартом Токаевым и Антониу Гутерришем?
Я думаю, что на переговорах в первую очередь пойдёт речь о том импакте, то есть о том влиянии, которое может оказать данный Региональный центр на Центральноазиатский регион и на Афганистан в рамках общего экономического, социального, политического, экологического и правового развития. Все 17 Целей устойчивого развития как раз и направлены на то, чтобы как можно шире отразить жизнедеятельность человека, через которую он может вносить вклад как в социальное развитие и охрану окружающей среды, так и в модернизацию политической и правовой системы, а также развитие экономики.
Это очень важно, что именно ЦУР были взяты на вооружение многими странами. Как мы все помним, практически все члены Генеральной Ассамблеи согласовали открытие данного Регионального центра в Алматы, что, безусловно, говорит об актуальности этой тематики для нашего региона. И, конечно же, это говорит о высокой репутации нашего Президента среди других лидеров стран – членов международного сообщества.
Помимо непосредственных вопросов стратегического плана по реализации Целей устойчивого развития через этот центр, я думаю, что на повестке переговоров будут все современные актуальные вопросы, которые так или иначе влияют на устойчивость регионов и стран. Возможно будет обсуждение и тех реформ в ООН, которые в своё время предложил наш глава государства. Это реформы, связанные с Советом Безопасности ООН, а также усиление роли региональных и средних держав в вопросах принятия решений внутри ООН. Это очень важно, поскольку мы все видим, что великие державы порой даже не могут договориться и сталкиваются с определёнными трудностями при согласовании многих вопросов из-за экономической конъюнктуры, идеологических разногласий или ресурсных интересов. Если мы расширим круг участников, принимающих решения, за счёт региональных и средних держав, это, безусловно, будет способствовать новому, положительному витку развития Организации Объединённых Наций. Думаю, что эти вопросы также будут на повестке дня. Помимо этого, как я уже сказал, вероятно, будут обсуждены все актуальные темы, которые сегодня формируют систему международных отношений. Это и различные региональные конфликты, и вопросы, связанные с ситуацией вокруг Израиля и Ирана, российско-украинским конфликтом и так далее. Думаю, что наш глава государства и Генеральный секретарь ООН обсудят широкий круг вопросов, охватывающий всю современную проблематику международной политики.
Основной упор будет сделан на развитие ЦУР в Центральной Азии и на том, как их продвижение может способствовать стабилизации и развитию Афганистана. Проблематика этой страны всем хорошо известна, и многие вопросы требуют скоординированных решений со стороны международного сообщества, особенно со стороны соседних государств. В первую очередь, это касается стран Центральной Азии. Весь накопленный региональный опыт в социальном, экономическом и политическом развитии, в частности, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и других стран ЦА, может быть эффективно адаптирован для поддержки Афганистана и продвижения повестки устойчивого развития на его территории.
Почему открытие Регионального центра ООН именно в Алматы можно считать значимым шагом для Казахстана?
Считаю, что открытие Регионального центра ООН по Целям устойчивого развития именно в Алматы является показателем роста международного авторитета Республики Казахстан. Это также свидетельствует о высоком уровне доверия, сложившегося за последние 34 года между институтами ООН и Казахстаном. Почти все инициативы, озвученные нашей страной на мировой арене за последние три десятилетия, получили положительный отклик. Особое значение имеет и тот факт, что Президент Касым-Жомарт Токаев ранее занимал пост заместителя Генерального секретаря ООН. Это подчёркивает высокий уровень доверия к внешнеполитическому курсу Казахстана и его роли ввопросах укрепления взаимодействия с ООН. И, это лишний раз подтверждает, что практически все члены Генеральной Ассамблеи ООН поддержали открытие Центра именно в Казахстане, в Алматы. Наш город имеет ключевое значение как для страны, так и для всего региона, является крупным экономическим, финансовым и культурным центром Центральной Азии. Алматы удобно расположен с точки зрения логистики, что делает его идеальной площадкой для координации международных усилий. Уверен, что открытие Регионального Центра в этом послужит более тесному взаимодействию стран региона и Афганистана в решении ключевых задач, связанных с реализацией Целей устойчивого развития.
Реализации каких вопросов может содействоватьРегиональный центр ООН в Алматы?
Думаю, что в первую очередь данный Центр будет способствовать практической реализации Целей устойчивого развития для всех стран Центральной Азии и Афганистана, а также оказывать методологическую поддержку в вопросах их экономического, политического, социального, экологического и правового развития. Все 17 Целей устойчивого развития открывают новые возможности для государств, формулируют конкретные задачи и индикаторы, необходимые для их реализации. Интеграция этой методологии в систему государственного планирования крайне важна, поскольку невозможно говорить о развитии экономики без учёта её социальной ориентированности. Экономика должна, прежде всего, способствовать улучшению благосостояния граждан и обеспечивать устойчивое развитие окружающей среды. Мы не должны своим экономическим развитием наносить вред природе и экосистеме, необходимо сохранять баланс. Цели устойчивого развития как раз и дают нам понимание, как этого достичь.
Это особенно актуально сейчас, когда все страны Центральной Азии переживают период активного экономического роста, индустриализации и цифровизации. Важно, чтобы такие процессы решались не точечно и ситуативно, а системно, с использованием методологии, заложенной в Целях устойчивого развития ООН. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию более глубокого понимания среди граждан всех пяти стран региона и Афганистана того, что такое устойчивое развитие и как мы можем внедрять его в наши общественные ценности. Мало того, что на уровне правительствстран будут понимать повестку ЦУР, она в виде определённых ценностей должна быть интегрирована в общественное сознание всех стран Центральной Азии и Афганистана. Только тогда мы сможем сказать, что мы достаточно активно развиваем устойчивость наших экономик и политико-правовых систем, придерживаясь принципа баланса в различных вопросах.
Какое значение имеет Центр для развития гражданских инициатив?
Считаю, что открытие такого Регионального центра будет положительно способствовать развитию потенциала гражданского общества в странах региона. Если взять пример Республики Казахстан и, в частности, города Алматы, мы все знаем, что самое сильное и зрелое гражданское общество у нас находится именно в мегаполисе. Здесь функционирует большое количество неправительственных организаций, которые в той или иной мере влияют на общественное сознание населения. Важно отметить, что в Алматы есть ряд гражданских инициатив, напрямую связанных с Целями устойчивого развития.
К примеру, Гражданским Альянсом города Алматы реализуется крупный проект «Центр общественного мониторинга реализации Целей устойчивого развития в Алматы». За два года реализации была создана база данных всех проектов, реализуемых неправительственными организациями и госорганами за последние три года, которые направлены на достижение Целей устойчивого развития. Это первый пример локализации ЦУР, демонстрирующий, как гражданское общество может способствовать их реализации не только в Алматы, но и в другихрегионах Казахстана. Это действительно яркий пример, поскольку благодаря взаимодействию представителей гражданского общества в лице Гражданского Альянса города Алматы и государственного сектора в лице Центра развития Алматы впервые в 2023–2024 годах был разработан и сформирован Добровольный местный обзор ООН по реализации Целей устойчивого развития в городе Алматы. В настоящее время подготовлен второй Добровольный местный обзор ООН по городу Алматы по локализации и реализации Целей устойчивого развития. В его разработке также активно участвовали эксперты Гражданского Альянса города Алматы, выступив соавторами документа и внедрив практики гражданских инициатив в процесс реализации ЦУР.
Одной из ярких инициатив последних месяцев стала так называемая «Алматинская инициатива по ответственному обращению с животными». Все мы знаем, что в Парламенте сейчас обсуждаются поправки в Закон «Об ответственном обращении с животными», принятый в 2021 году. Однако существует ряд альтернативных предложений, включая инициативу о введении эвтаназии для бездомных животных, что вызывает широкий общественный резонанс. Представители гражданского общества через Алматинскую инициативу утверждают, что эвтаназия животных – это неправильно, антигуманно и не соответствует Целям устойчивого развития. Согласно этим целям, защита животных и правовая охрана входят в приоритеты устойчивого развития. Мы не можем допускать жестокого обращения с животными, поскольку это не соответствует современным тенденциям: большинство цивилизованных стран перешли на систему гуманного отношения к животным. Казахстан также является частью этой системы, приняв закон, подписанный главой государства в декабре 2021 года. Очень важно, чтобы на всех уровнях, как представители государственных органов, так и гражданское общество, способствовали продвижению и гуманизации этого закона, обеспечивая защиту прав животных. В этом контексте Алматинская инициатива Гражданского Альянса города Алматы и других неправительственных организаций, присоединившихся к проекту, играет ключевую роль. В ней уже участвуют более 30 общественных организаций, что подтверждает актуальность проблемы. Решение этой задачи возможно через применение методологии Целей устойчивого развития, поскольку зоозащита – это не отдельный вопрос, а часть широкого гражданского процесса и устойчивого развития. Без этого понимания поступательное развитие гражданского общества будет затруднено. Гражданские инициативы, в первую очередь, направлены на продвижение гуманных методов и инструментов взаимодействия, что укрепляет общественный диалог, повышает общественное сознание и способствует дальнейшему развитию открытого государства.
Также важным рычагом в реализации Целей устойчивого развития в Казахстане является реализация принципа «Закон и порядок», согласно которому было ужесточено законодательство в вопросах превенции семейно-бытового насилия, противодействия коррупции и других значимых для общества проблем. Благодаря этому улучшился общественный диалог между различными категориями граждан, повысилась вовлечённость населения и усилилась ответственность казахстанцев в вопросах, касающихся как уголовного, так и гражданского процессуального регулирования. Это имеет большое значение и демонстрирует, что реализация принципа «Закон и порядок» является важной составляющей национальной идеологии. Так как без законности и обеспечения порядка среди граждан невозможно развиваться как независимое правовое государство. Это особенно важно для поддержания правового порядка и нашей независимости, принцип законности и порядка должен реализовываться повсеместно. Кстати, Алматинская инициатива по ответственному обращению с животными направлена именно на реализацию этого принципа в части защиты прав животных и обеспечения ответственности каждого гражданина за своих питомцев. Это тоже важная часть большой государственной системы, поддерживающей закон и порядок.
Каким ещё образом Казахстан реализует Цели устойчивого развития, и какую роль в этом играет взаимодействие с ООН?
На данный момент Казахстан является лидером в регионе в реализации Целей устойчивого развития на национальном и локальном уровнях. Повестка ЦУР внедрена во все государственные органы с 2018 года.С 2020 года РК полностью перешла на систему планирования, основанную на Целях устойчивого развития. Кроме того, многие концептуальные документы и законы содержат тематическую направленность на реализацию ЦУР. Например, Концепция развития гражданского общества, принятая указом Президента в августе 2020 года, направлена на то, как гражданское общество может содействовать реализации Целей устойчивого развития. Пятая задача этой концепции подразумевает, что гражданское общество и государство должны быть партнёрами в реализации ЦУР как на национальном, так и на локальном уровне.
В целом, практически все действующие нормативно-правовые акты предусматривают дальнейшее понимание того, как внедрять ЦУР, связанные с ними задачи и индикаторы в экономику, политику, социальную, правовую и экологическую системы. За последние годы был принят новый Экологический кодекс, направленный на решение вопросов устойчивого развития. Впервые был принят Социальный кодекс, который демонстрирует переход государства к социально ориентированной модели. Цели устойчивого развития ООН подчёркивают, что государство должно ориентироваться на развитие благосостояния и поддержку гражданских инициатив.Также был принят Налоговый кодекс и ряд других важных законов и документов, направленных на практическую реализацию ЦУР в различных отраслях экономики.
Если говорить о правовых и общественных моментах, в 2019 году по инициативе главы государства была принята концепция «Слышащего государства». Онатесно связана с 17-й Целью устойчивого развития, которая подразумевает развитие партнёрских отношений между государством, бизнесом и гражданским обществом. Именно благодаря этой концепции создаются новые социальные «лифты» и расширяются возможности граждан участвовать в принятии решений на местном, региональном и государственном уровнях. В рамках концепции была проведена реформа избирательной системы, партийной системы и местного самоуправления. Теперь граждане могут напрямую избирать депутатов и акимов сельских округов, районов и городов областного значения. Ранее акимы сельских округов и районов назначались вышестоящими акимами, а депутатов маслихатов и Мажилиса Парламентавыбирали на основе партийной системы. Теперь же, все депутаты маслихатов районов и городов областного значения избираются населением напрямую. Кроме того, в рамках этой концепции введена обязательная отчётность акимов и руководителей министерств перед населением. Это признак открытости и прозрачности, что полностью соответствует Целям устойчивого развития.