Универсального медицинского робота, Лунохода по добыче водорода, языковые особенности известного журналиста Бейсена Куранбека, историю знаменитого Лепсинского гвоздильного завода, уроки по финансовой грамотности представили ученики Назарбаев Интеллектуальной школы города Талдыкорган в конкурсе научных проектов «Дарын».
В Астане и Алматы более 300 учащихся со всех Назарбаев Интеллектуальных школ страны презентовали сотни проектов в области информационных систем, науки и техники, прикладной математики, изучения исторических памятников Казахстана и охраны окружающей среды.
Ученица 10 класса Алика Акылбекова и ученица 9 класса Диана Хасимова представили проект «Elon Musk» в секции «Наука о земле и космосе». Юные изобретательницы создали робота, способного добывать водород в качестве альтернативного источника топлива в космосе.
На Луне и на Марсе остаточный грунт называется реголитом, считается, что в реголите остается замороженным большое количество льда. Наш автономный Луноход способен добывать водород из реголита методом электролиза. Таким образом можно сказать, что Луна может стать хорошим источником получения топлива, - о задачах робота рассказала один из разработчиков проекта Диана Хасимова.
Проект в сетевом конкурсе среди всех NIS завоевал І место.
Медицинский робот «Med-BOT» робототехников Еркежан Умбетбаевой и Виктора Кахно также покорил членов жюри своей оригинальностью. Только представьте, как во всех медицинских учреждениях нашей страны вместо привычных медсестер вас будут встречать роботы. После пандемии социально-ориентированные мобильные роботы считаются возможным решением острого дефицита медсестер. Так данный «Med-BOT» способен быть помощником для медсестры, во врачебных кабинетах, также в домах престарелых, санаториях и пансионатах.
Проект занял II место в направлении «Научно-технический прогресс, как основное звено экономического роста».
Интересное исследование в секции казахского языка сделали Дагмара Ертанатова и Жанибек Кенжебек. Юные лингвисты выявили языковые особенности известного журналиста Бейсена Куранбека. Основным объектом исследования стали выпуски ток-шоу «Айтуға оңай». Также особое внимание было уделено использованию слов в профессиональном языке журналиста Бейсена Куранбека.
Создана модель комплексного анализа интервью тележурналиста в прямом эфире, а также создан небольшой словарь бейсен-куранбекского языка. лексические пласты, синтаксические особенности, интонационная окраска, невербальные действия во время речи еще нуждаются во всестороннем изучении. Эти теоретические положения станут основой наших будущих исследований, - рассказывают исследователи Интеллектуальной школы.
Проект был удостоен II места.
Историю Лепсинского метизного гвоздильного завода исследовали Айсана Енсебаева, Инкар Курманбаева. Ученицы сумели узнать о роли всесоюзного значения данного завода во время Великой Отечественной войны со слов свидетелей - детей войны, работавших там.
Для нас было большой честью вживую познакомиться и узнать о тех далеких временах, об отважных людях, которые своим трудом приближали победу. Данный завод строился детьми. Не было строительных материалов. Его строили из глины и травы. Затем после становления завода, юные работники стояли на станках, производили гвозди, цепи на машины, граверные шайбы для танков, торговую проволоку, - пишет в своем исследовании Инкар Курмабаева.
Истории и воспоминания ветеранов тыла, детей войны – Хайныш Сандыбаевой, Кадишы Нурахметовой, Махамбая Беккалиева, Николая Дольникова, Торгын Иманбековой, Орал Даулеткельдиновой, Емена Ахметова не оставило никого равнодушным. Проект занял III место в секции «Краеведение».
Проект Максима Сурина «Влияние монетарного регулирования на решение экономического кризиса во время пандемии» был представлен в секции «Экономика». В своем исследовании Максим показал, каким образом глобальная пандемия оказала воздействие на экономику Казахстана. По словам автора проекта собранные данные показали, что некоторые граждане не понимают текущую экономическую ситуацию в стране. Для повышения финансовой грамотности у населения Максим создал онлайн сайт с бесплатными уроками.
Экономический проект также занял III место.