Народу есть, что сказать

1530
Adyrna.kz Telegram

Необходимость политических реформ назревала давно, январские события показали, что новую политическую систему нужно выстраивать с нуля.  Толеген Букуров, Почетный гражданин Жезказгана, заслуженный инженер-металлург, председатель совета ветеранов корпорации «Казахмыс».

Лично я, как и многие сограждане, ожидаю больших изменений в политической жизни страны после грядущих выборов. В советское время я сам принимал активное участие в политической, общественной деятельности, поэтому могу сравнивать выборные системы, говорить о том, что имеем и на что можем рассчитывать.

Обращаясь к истории

В советское время народных выборов как таковых не было. Хочешь не хочешь, единогласно голосовали за предложенного депутата в районные, городские, областные советы, верховный совет Казахстана или СССР. Но за всю свою жизнь помню момент, когда сам участвовал в первых  альтернативных выборах. В 1989 году, когда у власти стоял Михаил Горбачев, провозгласивший гласность, перестройку, демократию, был изменен Закон о выборах в СССР. Новость буквально всколыхнула народ. Буквально через 3 месяца, в марте 1990 года, состоялись выборы депутатов верховного совета КазССР. Многие тогда, на волне гласности, решили избираться, я тоже выдвинул свою кандидатуру.

Мы мало знали о свободе слова, и свое внутреннее недовольство люди показали не агрессией, по-другому. По сути, не дали первым руководителям предприятий и организаций выиграть выборы на местах в регионах.

В вышеупомянутом 1989 году я был секретарем парткома Жезказганского медьзавода. Насколько я помню, из 75 депутатов джезказганского горсовета народных депутатов на альтернативной основе только от джезказганского медьзавода депутатами были избраны 7 человек. Десятая часть всего городского состава! Среди них были рабочие, линейный персонал – инженерно-технические работники, а вот первых руководителей почти не было.

Я сам тоже был избран депутатом горсовета, и смею заверить, мы поднимали очень острые вопросы. К примеру, благодаря народным избранникам, из жилого квартала была перенесена в отдаленное место радиолокационная станция. Всем известно, что такое вредное радиационное излучение, но решить вопрос смог только депутатский корпус.

Много разговоров было об экологии, я сам возглавил соответствующую городскую комиссию. По депутатскому запросу специалисты научно-исследовательских институтов сделали забор пробы почвы, воды в городе. Их результаты были просто ужасающими. В районе станций Медная, Промышленная, Пристанционная показатели таких элементов как мышьяк, свинец и тд, просто зашкаливали. Впрочем, мое предложение опубликовать данные исследований в СМИ не поддержали. Был небольшой скандал, дело замяли. А ведь нужно было какие-то меры принимать, чтобы обезопасить наш народ. Много жизненных проблем было поднято тогда депутатами, и многие из них были решены.

Да, те выборы были честными, но неудобными. Вскоре чиновники научились подтасовывать голоса. И хотя результаты мы принимали, но все же знали, что борьба не была честной.

Выборы депутатов в независимом Казахстане, проводившиеся с 1995 года, после принятия действующей Конституции, по моему мнению, нарушали Основной Закон страны в части выборности. Согласно Конституции, каждый гражданин, достигший определенного возраста, имеет право избирать и быть избранным. Но на деле получалось по-другому: партии, набравшие большее количество голосов, сами решали кому из своих членов давать депутатский мандат. А давали его «своим», послушным. Вот в этом я вижу нарушение.

Доверие нужно заслужить

За всю историю суверенного Казахстана могу сказать, что по-настоящему народных выборов у нас не было. Существующие партии не имеют ничего общего с избирателями, они созданы правительством и действуют по его воле. Не знаю ни одной политической силы, созданной по инициативе населения Казахстана.

За эти годы люди перестали доверять народным избранникам по ряду причин, одна из них - умение сменить «курс» на 180 градусов.

Красноречивый пример – переименование столицы. Сначала все депутаты единогласно приняли решение о переименовании ее в г. Нур-Султан, после январских событий те же самые избранники 100% голосованием переименовали город обратно в Астану. Если бы хоть один воздержался или отказался голосовать, я бы такого человека зауважал.

То же самое мы увидели в случае с утратившим силу Законом о первом президенте. Сначала депутаты настаивали на статусе Елбасы, а потом сами же инициировали его отмену. Пусть не обижаются, но действуют они, как приспособленцы. Люди это видят, обсуждают - стыдно. Сегодня те, кто раньше славил Нурсултана Назарбаева, воспевают Касым-Жомарта Токаева с таким рвением, что боюсь, мы плохо повлияем на нашего президента.

Вместе с тем, в последние годы я вижу мало инициативных политиков. Многие депутаты поднимают вопросы экологии, указывают на нашу 200-метровую медьзаводскую трубу, говорят – вот, дым, газ.

Проблемы с выбросами есть, но почему никто из них, зная, что в регионе высокий уровень онкозаболеваний, не ратовал за создание профильной клиники в регионе? В Жезказгане нет онкоцентра, врачей - дефицит. Люди вынуждены ездить в Караганду, Астану, чтобы лечиться. Разве не такие вопросы должны помогать решать депутаты?

Годами не решается вопрос водообеспечения региона, потому что строительство водовода Уйтас-Айдос более десятилетия не могут довести до ума. Не все могут позволить себе бутилированную воду, поэтому пьют водопроводную, из Кенгирского водохранилища. И все мы, и депутаты тоже, знаем, что очистные сооружения изношены, буквально в плачевном состоянии. То же самое с хозфекальными сооружениями, которые дают течь. Где наши депутаты?

5-6 лет назад на общественном совете я поднимал вопрос о нижнем русле реки Кенгир в районе мусульманского кладбища – на цвет воды смотреть тяжело, речка переполнена грязными стоками. То же самое происходит со второй речкой Жездинкой, питающей другие водохранилища. Воды загрязнены нечистотами, шахтными водами. Этой жижей даже огород поливать нельзя.

Плохи дела и в экономической сфере. Акиматы беспомощны в вопросах ценообразования. Правительство нас постоянно уверяет, что все будет хорошо, инфляцию сдержим, а вместе с ней и стоимость товаров. В очередной скачок цен находят виновного, и на этом все.

В Казахстане проживает более 19 млн населения, которое знает, что страна богата полезными ископаемыми, что есть аграрные регионы, где выращивают все - и зерно, и фрукты, и овощи. А перерабатывающей промышленности нет. Животноводство развивается, в том числе и в нашем медном регионе, а мясокомбината нет. На прилавках превалирует импортная продукция.

На то и щука, чтобы карась не дремал

Депутаты нужны, чтобы не давать акимам бездействовать, ставить перед ними задачи, заставлять решать проблемы населения, бизнеса. Ни разу в Жезказгане не было такого, чтобы депутаты выразили недоверие акиму города, или одному из его замов. Если градоначальник не выполняет свои функции, если им недовольны, почему нельзя уволить? Потому что депутаты беспомощны.

Современное общество требует перемен. Я не знаю, есть ли сегодня самовыдвиженцы в Жезказгане, но уверен, они появятся. Особенно активна молодежь, толковые ребята, которые думают правильно, болеют всей душой за регион, за население, за Казахстан в целом, надеюсь, они поборются за депутатский мандат.

Будут ли баллотироваться производственники – другой вопрос. В основном это люди, которые мало говорят, больше делают. Им не нравится пустое многословие без конкретных дел.

Не раз спрашивал у представителей разных партий, почему нет рабочего класса среди депутатов? В партийном списке – руководители, бизнесмены, филологи, историки. А ведь наверняка 80% той же партии «Аманат» в регионе - это рабочий класс. Но мы ведь заранее знаем, кто будет депутатом в городском или областном маслихате. Производственников не выбирают, потому что люди с характером, они не будут голосовать по указке. Свое мнение выскажут – нравится кому или нет.

И хотя среди действующих депутатов несомненно есть достойные люди, их мало, их не слышно. Вот почему я рад предстоящим выборам.

Новая сила

Послание Главы государства, опубликованное в марте 2022 года,  искренне поддерживает весь народ. Он прав в том, что нам нужны политические и экономические реформы. Постепенные изменения мы уже видим.

Теперь 70 процентов депутатов Мажилиса будут избираться по партийным спискам, а 30 процентов - по одномандатным округам. По смешанной избирательной системе, 50 на 50, пройдут выборы в маслихаты областей и городов республиканского значения. А на выборах в маслихаты районов и городов областного значения граждане будут голосовать только за кандидатов по одномандатным округам.

Намерение Президента сохранить партийность, но в то же время дать возможность определять политический курс самовыдвиженцам, понятно и верно. Людям нужно дать высказаться, дать возможность решать проблемы земляков, родных регионов.

Насколько действенна политическая реформа - покажет время. Однако, надеюсь, вновь избранные депутаты не дадут спокойно жить нашим акимам и правительству. Люди ждут изменений, ждут справедливого Казахстана. Нужны новые силы, потому что старые кадры не построят новую страну - начиная от депутатов. Нужны свежие мысли, идеи, по-настоящему народные избранники.

В законе о выборах есть примечательный пункт: если работа депутата не устраивает население, его мандат могут отозвать. Это важно – будущие народные избранники должны знать, что за свои слова, обещания нужно отвечать, оправдывать доверие избирателей.

Политические реформы нужны, чтобы не повторился Қантар. Чтобы народ поверил, что справедливый Казахстан возможен, ведь наша вера притупилась за годы, а январские события показали насколько сильно. Все хотят мира и благополучия, поэтому нужно ломать старую систему и строить новую, как бы тяжело не было. И выборы в марте 2023 года – это действенный шаг в переустройстве политической системы.

"Адырна" ұлттық порталы

Комментарии