Правовой взгляд на преобразования в Казахстане: Анализ предлагаемых президентом Токаевым реформ

3540
Adyrna.kz Telegram
Фото: Ақорда
Фото: Ақорда

В недавнем послании Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева «Экономический курс справедливого Казахстана» представлена комплексная «дорожная карта» политического, экономического и социального развития страны. С юридической точки зрения реформы и инициативы, предложенные Президентом, не только свидетельствуют о позитивных преобразованиях, но и демонстрируют приверженность принципам справедливости, верховенства закона и управления на основе широкого участия населения.

Начнем с того, что предшествующие политические реформы, направленные на установление оптимального баланса между ветвями власти, являются основополагающим принципом правового государства. Это становится особенно актуальным в контексте перехода Казахстана к президентской республике с сильным парламентом и подотчетным правительством. Эти реформы свидетельствуют о приверженности принципу сдержек и противовесов, который снижает риски превышения полномочий власти и позволяет контролировать действия исполнительной власти законодательными и судебными органами. Такие системные механизмы неизменно способствуют созданию более прозрачной, подотчетной и справедливой структуры управления.

В обращении также были отмечены ранее проведенные реформы в области защиты прав человека, что является важнейшим аспектом как в правовом, так и в этическом контекстах. Расширяя возможности участия граждан в управлении и принятии решений, Президент Токаев демонстрирует стремление к развитию демократии участия. Расширение прав и возможностей граждан, вероятно, повлияет на законодательные и административные процессы, сделав их более инклюзивными, дискуссионными и, в конечном счете, более справедливыми.

Что касается объявленных реформ в экономической сфере, то акцент на справедливости, инклюзивности и прагматизме, сформулированный в новой экономической политике, закладывает основу для создания справедливой правовой базы, регулирующей экономическую деятельность. Например, поставленная Президентом задача диверсификации экономики и создания мощной промышленной базы может способствовать созданию новых рабочих мест, сокращению неравенства в доходах и реализации социально-экономических прав. Эти цели, если они будут закреплены в надежном правовом аппарате, могут способствовать долгосрочной стабильности и инклюзивному росту.

Особый интерес представляет предложенная Правительством задача по упрощению и сокращению сроков проведения государственных закупок при обеспечении принципа приоритета качества над ценой и полной автоматизации процедур. С юридической точки зрения это решает вопросы эффективности и прозрачности, минимизирует возможности для коррупции и бюрократических препонов, создавая тем самым справедливую и конкурентную среду для ведения бизнеса.

Не менее значимы реформы финансового сектора. Намерение привлечь три надежных иностранных банка, возможно, принесет не только инвестиции, но и передовой мировой опыт, что может привести к совершенствованию казахстанского банковского законодательства и нормативных актов. Подобный «нормативный осмос» способен улучшить местные стандарты, сделав их соизмеримыми с международно признанными нормами и законами.
В Послании Президента Казахстана также рассматриваются вопросы налогообложения и предлагается сократить объем налоговых льгот и перейти к сервисной модели взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Эти предложения перекликаются с принципами правовой ясности, справедливости и равного отношения к налогоплательщикам, укрепляя тем самым правовую основу фискальной политики.

Что касается социальной инфраструктуры, то Президент подчеркивает необходимость строительства большего количества школ и медицинских учреждений, особенно в сельской местности. Это обязательство, сформулированное в рамках правового мандата, будет способствовать выполнению конституционных обещаний по обеспечению образования и здравоохранения для всех граждан, что позволит государству в большей степени соответствовать своим обязательствам в области социальной справедливости.

Кроме того, намерение провести общенациональный референдум по вопросу о возможном строительстве атомной электростанции свидетельствует об уважении к прямой демократии и ее правовым последствиям. Проведение референдума не только способствует принятию коллективных решений, но и легитимизирует последующую законодательную базу, регулирующую строительство и эксплуатацию АЭС.

В заключение следует отметить, что в обращении Президента Токаева о положении дел в стране прослеживается продуманное и всестороннее видение будущего Казахстана, подкрепленное рядом предлагаемых реформ, которые с правовой точки зрения, как представляется, способны создать более сбалансированное, справедливое и инклюзивное общество. Хотя реализация этих реформ станет своего рода окончательным испытанием, предложенные инициативы, безусловно, задают многообещающую правовую и этическую траекторию развития страны.

Ричард Биннс (Великобритания)
Адвокат, более 30 лет занимавшийся юридической практикой в ведущей международной юридической фирме

 

Комментарии