Как изменится жизнь и рынок после коронавируса?

2347

На протяжении всей истории, человечество не раз сталкивалось с различного рода кризисами. Но два типа кризиса экономический и биологический никогда не приходили вместе. Обычно, сначала приходили кризисы экономические, что вело к резкому снижению уровня жизни и это приводило либо к политическому, либо к биологическому кризисам. В этот раз, все получилось наоборот. Сначала к нам пришел коронавирус, потом карантин, который привел нас уже к экономическому кризису, который в свою очередь может привести к кризису политическому. По мере роста населения в мире и плотности проживания, это теперь будет новой реальностью. Кризисы биологические станут основной угрозой существования человечества.
Однако давайте вернёмся к основому вопросу. Как изменится мир и экономика после этого двойного кризиса?
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы должны четко понимать, что такое экономика. Экономика - это совокупность всех сделок в стране, которые в свою очередь формируют спрос, предложение и цены.
Цена - это результат соглашения двух сторон. А предложение всегда следует за спросом. Значит, в любой сделке первичен спрос. Отсюда вывод: чтобы узнать какой будет экономика в будущем, мы должны представить, как будет формироваться спрос.
В формировании спроса участвуют много сил, но если мы уберем такие экономические факторы, как количество денег, фискальную политику государства и прочие местные особенности рынка, то мы придем к тому, что спрос формируется нашим восприятием, предпочтениями, вкусами и привычками потребления.
Вот теперь мы ближе к разгадке того, каким будет посткризисный рынок.
Если учесть какую истерику устроили все СМИ и правительства всех стран, то можно видеть, что основным доминирующим чувством человечества стал страх. Этот страх породил следующие чувства: первое, это глубокая неуверенность во всех ранее незыблимых истинах. Второе, чувство тревоги за свое экономическое положение. Третье, понимание истинных ценностей и реальных потребностей. Из-за страха, у нас изменились предпочтения (приоритеты), вкусы, привычки потребления.
Теперь, понимая это, мы можем смоделировать какие изменения произойдут в структуре спроса, а значит в экономике.
Коронавирус или назовем его биологический кризис, сильно повлиял на наше восприятие этого мира. Если раньше на повестке дня из глобальных катастроф было только глобальное потепление, то сейчас появилась новая общечеловеческая угроза это пандемия. А она, в отличие от мифического, далёкого, глобального потепления, пришла в дом каждому из нас и сильно нас задела. Сейчас люди, как никогда, почувствовали себя беззащитными и уязвимыми. Отсюда, стоит ожидать, что спрос сместится в сторону товаров среднего и краткосрочного потребления. Люди захотят больше автономности, больше экономической независимости.
Наблюдая, как государства усиленно печатают деньги для борьбы с кризисом, люди начинают понимать что следом последует высокая инфляция. Отсюда тщетность и утопичность долгосрочного планирования и долгосрочных сбережений. Я ожидаю, что уровень накоплений в деньгах будет падать, спрос на золото и реальные ценности будут расти. Вырастут акции компаний продовольственного сектора, товаров первой необходимости, медицины, транспорта и логистики, онлайн развлекательных и образовательных сервисов, онлайн платформ для бизнес задач, местных туроператоров, будет больше фрилансеров и надомников. Значит меньше спрос на парикмахеров, косметические кабинеты, массажные и пр. Упадет спрос на модную одежду (так как дома внешний вид не критичен). Упадут цены на недвижимость в центре, начнут расти цены на недвижимость на окраине или даже за пределами городов. Так как теперь не надо тратить время на дорогу до офиса, а также учитывая, что там дома дешевле, экология лучше, да и свой огородик и погреб можно иметь на всякий случай. Я думаю карантин многим показал преимущества частного дома.
Если перейдем к анализу того как этот кризис повлияет на наши вкусы, ты мы увидим, что на первое место выйдет практичность, функциональность, надёжность. Внешний вид и понты отойдут на второй план. Поэтому, я ожидаю повышение спроса на качественные товары отвечающие этим критериям по разумным ценам. Никто теперь деньгами, просто так, сорить не будет.
Как этот кризис изменит наши привычки? Первое, люди более широко будут использовать любые виды дистанционных транзакций, потому что до этого, они боялись интернет транзакций, не доверяли, ленились. Теперь этот порог преодолен. Второе, люди поняли, что гораздо дешевле и эффективнее заказывать все на дом, чем самому тратить время на дорогу. В-третьих, оказывается в онлайн развлечений не меньше, если даже не больше. В четвёртых, интернет станет такой же инфраструктурой необходимостью как электричество, тепло, канализация.

В целом, спрос, а значит и рынки, будут двигаться в сторону здравого смысла, практичности, функциональности, избыточных запасов и избегать скопления людей, накопления денег, ненужных вещей. А самое главное, люди больше начнут ценить жизнь такую какая она есть, а не такую какую они хотели бы видеть.

Аллах присылает нам кризисы когда видит, что мы заблудились и нам нужно вернуться на правильную дорогу.
Надеюсь мы поймём наконец эту простую истину.

С социальной страницы Маргулан Сейсембая

 

Комментарии
Выбор редакции