В приказе министра от 2016 г. № 26 «Об утверждении Требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования» говорится: «Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается». Есть Закон РК от 27 июля 2007 г. «Об образовании». В соответствии с подпунктом 14-1 статьи 5 этого закона Уставом школ вводится единая школьная форма для учащихся 1-11 классов, имеется перечень вещей и характеристики к школьной форме, вплоть до длины юбок и т.д. И в этом перечне головной убор отсутствует. Также в нем написано: «При этом включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается». Согласно правилам, Уставу, школьная форма включает в себя пиджак, жакет, брюки, рубашку, юбку, классическую блузу (зимний вариант формы: трикотажный жилет, сарафан, водолазка). Т.е. в светской школе не предусмотрен головной убор внутри помещения: ни такия, ни платок, ни хиджаб и др. Кстати, обязательную школьную форму ввели с 2003 г., но конфликты идут в последние годы. По Конституции РК – светское государство, и религия и религиозные объединения отделены от государства. Система образования и воспитания в Казахстане, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский (не религиозный) характер. Да, Основной закон не регламентирует школьную форму, но это имеется в законах в соответствии с Конституцией, в которой отмечены общеобязательные стандарты образования. Конституция РК, ст. 30. п. 4. «Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам». Возможно, в общеобязательные стандарты образования входит и школьная форма, как и типовые проекты школ, типовые правила организации деятельности учебных заведений, школьная программа и т.д. В соответствии с этой статьей Конституции утверждена стандартная школьная форма. Поэтому в школе нельзя носить камзол, тюбетейки, хиджаб, крестики и т.д. – есть единая школьная форма. Как пишется в приказе министра, вышеуказанные Требования направлены на реализацию светского характера обучения и устранения признаков социального, имущественного и иных различий между обучающимися организаций среднего образования. Кажется, после скандала в таджикском селе Фердауси Туркестанской области в 2018 г. в обществе пришло понимание опасности религиозного (и этнического) анклава. Если в школах разрешить хиджабы, то это откроет пути для появления различных религиозных анклав, откроются школы по религиозным и этническим признакам, и светскому образованию придет конец.
Какой ислам стоит за хиджабом в РКЕсли родители хотят отправлять дочерей в школы в хиджабах, то они вправе открыть также частные школы, самоорганизовавшись и занявшись поиском спонсоров, но это будет не государственная школа и это предложение требует проработки для соответствия школьному стандарту. Однако возможное открытие «мусульманских» спецшкол, пусть даже частных, противоречит положению Конституции о светскости нашего государства, положению об общеобязательном стандарте образования, гендерном равенстве. Надо различать, что это будут не женские гимназии, а школы, открытые по религиозным признакам, без соблюдения школьной формы, с молельными комнатами. Как только государство пойдет навстречу этой инициативе, получит новую проблему – разлом школьного образования и нарушение общеобязательного стандарта образования. Спецшколы для девочек в хиджабах будут аргументом для требований открыть спецшколы и для представителей других конфессий. К тому же тогда надо разрешить религиозную атрибутику представителям и других конфессий, что чревато и международными конфликтами, – отдельные страны будут заступаться за «своих». Ведь с таджикским селом «повезло» – в самом Таджикистане под запретом не только хиджабы, но и «салафитские» бороды. Да, это уже социальная проблема, которую необходимо каким-то образом решить. И для начала необходимо определить названия населенных пунктов и количество школьниц, не посещающих занятия из-за хиджабов (головных уборов), чтобы иметь представление об этой проблеме. Если светская школа не устраивает, то родители девочек в хиджабах могут обратиться в Духовное управление мусульман Казахстана для открытия медресе для девочек в городах. Такие медресе имеются в Алматы, Астане, Шымкенте. Возможно, онлайн-обучение после пандемии – в рамках правого и апробированного поля, и это будет временным компромиссом и выходом. Потому что, если говорить о дистанционном образовании, то законом об образовании это не предусмотрено. Дистанционное образование, экстернат – все это применимо в отношении больных детей или детей, находящихся по каким-либо причинам за рубежом. Только в этих случаях дается разрешение на дистанционное обучение. Другим разрешение не дается. Поэтому получение отдельными нашими школьницами в платках дистанционного образования в России является нарушением действующего законодательства. Пришло время более строго ориентироваться на Конституцию страны с опорой на светский характер государства, степные традиции и национальную культуру. Или мы сохраним традиционный ислам с элементами национальной культуры, или же страна окажется разделенной на «островки», населенные сторонниками различных исламских течений. Есть мнения о том, что во многих развитых странах девочки посещают школы в хиджабах, и нет никаких проблем. Возможно. Но мы должны учитывать, какой ислам стоит за хиджабом в Казахстане. Если это политический, радикальный ислам, то это угроза светскому образованию и государству. Недаром в западных областях страны поднимают проблему хиджаба, где немало сторонников салафизма.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ