«Никто не плакал вслух, но все плакали про себя…» — история о традиции «Ет асату»

3012
Adyrna.kz Telegram

К любого рода продуктам казахи всегда относились с особенным уважением. Есть множество пословиц и поговорок, подтверждающих это: «Наннан үлкен емессің» (Нет ничего выше хлеба), «Қуыс үйден құр шықпа» (Не выходи из дома не поевши) и многие другие. В народе даже говорят: «Нанға қолың жетпесе құранның үстіне тұрып алуға болады» (Если рука не дотягивается до хлеба, можно и на Коран встать). Все эти житейские премудрости появились неспроста.

Казахи, исконно занимающиеся скотоводством, знали цену пище, ведь им веками приходилось пасти табуны лошадей, верблюдов и отары овец. А это очень трудоемкое и сложное дело, особенно осенью и зимой. Полуголодный человек не мог пасти животных, тем более, беречь их от хищных зверей.

Табунщики и чабаны в холодные осенние месяцы и суровые снежные зимы с частыми буранами брали с собой мясо и кефир. При себе они всегда имели густую смесь воды и толченого курта — сушеного творога. Такая пища называется малта.

У казахов молочная пища считается особенно ценным продуктом, даже святым

Такое отношение имеет глубокие корни, так как белый цвет для казахов является символом правды и справедливости. Молочную продукцию казахи называют одним общим названием «ақ» — (белое).

Среди казахских табу «ақты төкпе» (не проливай белое) и поныне имеет огромную значимость

Польский революционер Адольф Янушкевич, проживавший долгое время в казахской степи, писал, что к молочной пище казахи относятся с особенным благоговением.

Если в юрту заползает змея, ее не умерщвляют, а лишь «просят» уйти, налив на нее сверху «ақ» — молоко, кумыс или айран

Мясо в большом почете

Самой необходимой пищей в степи считаются блюда, приготовленные из мяса: бешбармак, куырдак, сырне, силикпе и другие.

У казахов очень много традиций, связанных с мясными блюдами. Особенно с бешбармаком. Одной из наиболее распространенных традиций является Ет асату — в буквальном смысле «Мясо с руки».

Уважаемый гость, зачастую старец или старший по возрасту человек, берет в руки кусок мяса или мясо с тестом и подносит ко рту того, кого хочет угостить. Бывало так, что угощали сразу нескольких человек. Обычно это делали старшие в отношении младших.

Бывало, люди сами обращались с просьбой провести Ет асату с их детьми. Про эту традицию сохранилась скороговорка: «Есет атам ет асатар, ет асатса бес асатар» (Есет ата даст мясо с руки, и он сделает это не единожды, а целых 5 раз). Среди казахов считалось, что

если Ет асату делает известный человек, у ребенка будет счастливое будущее и он достигнет больших высот

Мариям Муканова, супруга казахского писателя Сабита Муканова, вспоминает, что Муканов очень любил детей и при случае обязательно угощал их мясом. И где бы он ни бывал, всегда придерживался этой древней казахской традиции.

Приверженность традиции

В книге воспоминаний «Есімдегілер» («Из пережитого») поэта Абдильды Тажибайулы есть трогательное воспоминание о писателе Сабите Муканове:

«Много лет подряд Сабит Муканов звонил по телефону и приглашал к себе в гости: «Мариям готовит большое блюдо из конины, казы прямо как широкая ладонь. Ждем. Смотри, не проворонь такую возможность».

Друзья собирались на новогодний праздник в доме Сабита-ага. За дастарханом велись интересные разговоры, звучали шутки. Застолье всегда заканчивалось Ет асату.

Поэт Жубан Молдагалиев сразу отходил в сторону:

– Извините, Сабе, мне нельзя есть жирное, у меня гастрит.

А крупный по телосложению поэт Сырбай Мауленов в шутку отвечал:

– Что полагается Жубану, можете дать мне, у меня в животе есть каскыр ит (волк), — и подходил второй раз…

После кончины Сабита Муканова Новый год в его доме мы встретили без него.

– Хоть и нет теперь вашего ага-старшего брата, все же отведайте, что вам полагается, – говорила Мариям, приглашая нас в гости. Собрались друзья. Как и прежде, нас ждало обильное угощение. Когда поели бешбармак, один за другим в комнату вошли все 15 внуков Сабита Муканова.

– А когда будет Ет асату? – спросил самый маленький из них. Мы все замолчали, затаив дыхание.

– Идите ко мне, – сказала, привстав, Мариям-апай. Внуки смотрят на бабушку, которая подносит к их ртам мясо, и молча отходят.

Мы поняли, что если и мы не получим из рук Мариям-апай Ет асату, нам всем будет чего-то не хватать. И все гости, толстые и тощие, высокие и низкие, встали за внуками писателя и по очереди подходили к Мариям-апай.

Никто не плакал, но не было среди нас никого, кто бы не плакал про себя»

Археологические раскопки неоднократно подтверждали, что на территории Казахстана люди издревле занимались животноводством. Поэтому можно лишь предполагать, сколько веков существует у казахов традиция Ет асату.


365info.kz

Пікірлер