Мусульманские источники XII-XVI веков по истории и культуры Алматинского региона

4482
Adyrna.kz Telegram

Первоисточники по истории городов Жетысуского региона главным образом представлены нарративными сочинениями и документами, написанными на арабском, персидском, тюркском и китайском языках. Сведения восточных источников до сих пор использовались для освещения истории городов лишь частично. Изучение материалов по средневековой истории и культуре Алматинского региона (Жетысу/Семиречье) показывает значительное превосходство информационного уровня арабоязычной мусульманской литературы над всеми другими иноязычными письменными источниками.

muminov-aКак известно, начало знаниям арабских историков и географов о регионах, расположенных на правом берегу Сырдарьи и у гор Тянь-Шань, положили походы Кутайбы ибн Муслима (704-715). По мере расширения арабских завоеваний и исламизации региона углублялись и расширялись познания составителей классических произведений на арабском, а потом и на персидском языках. В этот период были составлены прекрасные образцы арабской исторической и историко-географической литературы – «Китаб сурат ал-ард» ал-Хорезми, «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» Ибн Хордадбеха, «Китаб ал-булдан» ал-Йа‘куби, «Китаб футух ал-булдан» ал-Балазури, «Китаб ахбар ал-булдан» Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, «Та’рих ар-русул ва-л-мулук» ат-Табари, «Китаб ал-харадж» Кудама ибн Джа‘фара, «Мурудж аз-захаб» ал-Мас‘уди, «Китаб масалик ал-мамалик» ал-Истахри, «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» Ибн Хаукаля, «Китаб бад’ ал-халк ва-т-та’рих» ал-Мутаххара ибн Тахира ал-Макдиси, «Ахсан ат-такасим фи-ма‘рифат ал-акалим» ал-Мукаддаси и др. В них нашли свое отражение важнейшие сведения по истории и культуре Алматинского региона: пути сообщения, городские центры, жизнь тюркских племен, населявших этот край. Они содержат несколько пластов ценной исторической информации. Из них довольно хорошо и подробно изучены этнические отношения в данном регионе. Анализу этнической ситуации на основе этих источников были посвящены исследования Б.Е. Кумекова, О.К. Караева, А.М. Мокеева, Т.К. Чороева, Ш.Т. Закирова, Б.М. Ирматова, З.С. Ильясовой и др.[1-8].

s200__-_Новая эра в исламизации региона наступила в период деятельности Абу Муслима ‘Абд ар-Рахмана ибн Муслима ал-Марвази (747-755). Влияние какой цивилизации – ближневосточной или дальневосточной получит распространение в указанном регионе, решила Таласская битва 751 г., выигранная войсками Абу Муслима. Новые исследования по истории правления этого властелина восточной части мусульманского мира (машрик), главного виновника прихода к власти ‘Аббасидов (747-1258), «хранителя семьи пророка Мухаммада» показали, что он имел склонность к активному обновлению архитектурного и оборонного облика подвластных ему городов и регионов [9]. Как известно, Абу Муслим с 751 г. приступил к реализации своих широких завоевательных планов, где восток Халифата имел совершенно определенное место в его превентивных планах от ожидаемых посягательств на его позиции со стороны ‘Аббасидов. На этом фоне можно высказать гипотезу о том, что возведение памятника на Акыр-Тас (Ахыр-Таш) было связано именно с деятельностью и стратегическим планом Абу Муслима на востоке.

Другой пласт информации, извлекаемой из произведений мусульманских авторов, касается жизни городских центров в Семиречье. По этим данным, в IX – начале XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры в этом регионе. Об этих процессах свидетельствуют не только письменные источники, называющие в числе горожан тюрков, характеризующие города карлуков, огузов, кимаков, кипчаков, но и новые археологические материалы: формирование района городской культуры в северо-восточном Семиречье, повсеместное распространение торткулей; появление новых типов домов в Южном Казахстане и домов с юртами во дворах в Илийской долине; кочевническая керамика[10].

Период интенсивного городообразования, как в Центральной Азии, так и в Алматинском регионе, начинается с XIII века. В это время увеличивается число городов, растет численность населения в них, развивается торговля.

‘Ата-Малик Джувайни, автор персоязычной хроники XIII в. «Та’рих-и джахангушай» (История миропокорителя), придворный историограф Илханидов сообщает о значительном количестве городов, существовавших на территории Семиречья и, шире, Казахстана вообще в домонгольское время. Таковы сведения о Дженде, Отраре, Кайалыке, Алмалыке, Баласагуне и т.д. Иногда, по разным поводам, сообщаются цифры городского населения, из сообщения о том, что в 1130 г. в Баласагуне после взятия этого города кара-китайскими войсками погибло 47 000 человек, можно составить представление, что это был крупный город. Вокруг этих городов было немало селений. Здесь широко было распространено поливное земледелие.

Кайалык – самое большое городище Илийской долины, расположено на восточной окраине с. Койлык (Антоновка), в 190 км северо-восточнее г. Талдыкорган, в долине р. Лепсы, на берегах горной р. Ащи-Булак. В источниках ХI – нач. ХIII вв. известен как город Кайалык/Кайлак – столица карлукских джабгу, самостоятельное владение тюрков-карлуков в каганате Караханидов. Город находился на оживленном в XI-XII вв. «Илийском» ответвлении Шелкового пути, которое пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток и вело через Джунгарские ворота и Бешбалык во внутренний Китай.

Исследование карлукских городов, в частности Кайалыка – крупнейшего городища Северо-восточного Семиречья и Тальхиза имеет значение для изучения вопросов взаимодействия культур и цивилизаций по Великому Шелковому пути, открывает новые возможности в воссоздании взаимовлияния города и степи. Следует заметить, что Кайалык, являясь самым крупным городищем Илийской долины, еще представляет собой малоисследованный памятник. Средневековая история Приджунгарья, представленная, в основном, археологическими памятниками, имеет значение для изучения исторического прошлого Семиречья.

Памятники историко-биографической литературы содержат важные сведения о биографиях мусульманских ученых, действовавших в семиреченских городах. Такие авторы, как Абу Хафс ан-Насафи (ум. в 1142 г.), Абу Са‘д ас-Сам‘ани (ум. в 1167 г.) [11], Ибн ал-Асир (ум. в 1233-34 г.), ал-Кураши, Ибн Кутлубуга, Махмуд ибн Сулайман ал-Кафави (ум. в 1582-83 г.) сообщают ценные сведения о знаменитых ученых из Баласагуна, Тараза, Джикиля и др. Особняком стоит недавно опубликованное произведение Ибн ал-Фувати, жившего в правлении Ильханидов в Ираке. Он приводит уникальные сведения об ученых из семиреченских городов Алтын-Емель, Кайалык, прибывших в Багдад вместе с тюрко-монгольскими племенами, упоминает о современном автору сочинении, рассказывающем о путях сообщения между этим центром мусульманского мира с Каракорумом, столицей монгольской империи.

Краткие сведения источников (Ибн Фундук ал-Байхаки) о раннем периоде расселения потомков пророка Мухаммада (саййид, ходжа) в семиреченских городах свидетельствуют об углублении процесса исламизации в этом регионе. Развитие исламских научных центров в семиреченских городах, прервавшееся промежуточным господством джунгаров, с открытием новых источников, возможно, станет предметом специальных исследований.

Имеющиеся свидетельства восточных авторов, западных путешественников, миссионеров позволяют говорить о роли степных городов в торговых отношениях и их регулярности. И действительно, торговля между казахами и соседними народами шла беспрерывно, даже во время смут и войн, хотя последнее обстоятельство сильно препятствовало ее развитию. Сейид ‘Али Ра’ис, автор сочинения «Мир’ат ал-мамалик» и свидетель событий, происходивших в Центральной Азии XVI в., в своем труде описывает деятельность купцов, торговавших с другими странами. Сейид ‘Али Ра’ис сообщает о «Ташкентской» и «Туркестанской» дорогах, которые через семиреченские, присырдарьинские города и Сарайчик связывали Бухару и Астрахань.

Выяснено, что, начиная со второй половины XVI в. этот путь получил новый импульс к развитию. Из письменных источников XVI-XVII вв. известно, что в этот же период через Казахстан были проложены торговые пути, связывавшие Китай, Индию и Трансоксании; здесь проезжали паломники, ремесленники, проходили военные отряды. Торговля велась как морским путем через Каспийское море между Астраханью и Мангышлаком, так и сухопутным – через северное побережье Каспийского моря, Бухару, Хиву.

«Мулхакат ас-сурах» Джамала ал-Карши [12] (писал в 1302-1303 г.).– единственный источник по истории Центральной Азии, составленный в эпоху монгольского владычества уроженцем Семиречья. В нем содержатся исторические, географические и литературные материалы по истории и культуре региона. Несмотря на неоднократно предпринимаемые усилия, этот важный источник остается не до конца исследованным. [13-16] Первоочередной задачей остается осуществление критического издания всего текста сочинения на основе трех его известных списков. Следует заметить, что до сих при изданиях и переводах совершенно не использовался «список Б» – рукопись С 286, хранящаяся в Институте восточных рукописей–Азиатском музее (г. Санкт-Петербург, Россия).

В 1390 г. упоминается город Алмату, который можно сопоставить с городищем в районе бывшего пограничного училища г. Алматы. Видимо на месте города Алмату, чеканившего монету во второй половине ХIII в., продолжало существовать поселение. Запустение этого поселения приходится на XIII-XIV века.

Сведения о горных системах Алматы в источниках XIV-XV веков сравнительно скудны. В «Географии» Хафиз-и Абру наблюдается описание гор в виде горных хребтов. Так, один из таких хребтов начинается от границ Чина/Сина (Китай), продолжается на запад, проходит через Фергану, Усрушану, Самарканд и Кеш и там заканчивается. В целом, в письменных источниках зафиксированы Туркестанские горы – Центральный Тянь-Шань и Алтайские горы.

Сочинение Шараф ад-дина ‘Али Йазди «Зафар-нама» («Книга о победах», закончено в 828/1424–25 году). Особая ценность введения заключается в том, что здесь в краткой форме представлена общественно-политическая история Дашт-и Кипчака, государства Ильханов, Чагатайского улуса и Мавараннахра со времен Чингиз-хана (ок. 1206–1227) до Тарагайа/Торгайа (ум. в 1361 г.), отца Амир Тимура (771-807/1370–1405). В «Зафар-нама» Йазди содержится одно из наиболее ранних известных упоминаний Алматы в исторических летописях.

Анонимное сочинений  «Му‘изз ал-ансаб» был начат при Шахрухе (1405–1447), в него вносились дополнения при Абу Са‘иде (1451–1469), и он был окончен в конце XV в. в Хорасане при Хусайне Байкара (1469–1506). Авторство «Му‘изз ал-ансаб» до сих пор не установлено. Известны более четырех его списков. Значение этого источника по истории Казахстана состоит в сведениях о ханах династий Джучидов, Чагатаидов и кочевых племенах, составлявших их улусы: «Когда умер Дува-хан, то амиры в один из месяцев 706/1306–1307 г. привели его из Нарин-Кула в Сикун, расположенный выше Алмалика, и подняли на трон отца».

По сведениям источников, Жетысу в ХV в. было населено исключительно кочевниками, жившими в войлочных шатрах. По одежде они походили частью на ойратов, частью на мусульман.

Уже в царствование Эсен-Буки (Есен-Бұға ибн Вайс/Увайс хан; 1429-1462) в Жетысу начинается возвышение казахов. При хане Касиме (1511-1518), зимняя ставка которого находилась на Каратале, казахам принадлежала вся северная часть Жетысу (Илийская долина), а после 1527 г. уже вся территория Жетысу подчинялась им. Ввиду слабой изученности первоисточников, в первую очередь, нумизматических, в династийных справочниках о мусульманских правителях (С. Лэнь-Пуль, Э. Цамбаур, К.Э. Босворт) [17-21] редко приводится информация о правящих династиях в этом регионе.

Сочинение Мухаммад-Хайдар «Та’рих-и Рашиди», в значительной мере посвященное истории моголов в Центральной Азии, является важнейшим источником по истории государств и народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана в позднем средневековье. Достоверные сведения Мирза Мухаммад-Хайдара о казахах – единственное в мусульманской историографии связное изложение ранней истории Казахского ханства.

Во второй половине XVI в. усилились калмыки/джунгары/ойраты, еще раньше совершившие несколько удачных походов в Жетысу, вплоть до Сырдарьи. Несмотря на частые конфликты, оседло-земледельческая культура в Илийской долине сохранялась, причем в начале ХVIII в. она имела тенденцию к расширению. После падения джунгарскoго государства в 1757 г. Жетысу вновь становится полностью казахским.

По свидетельству путешественников и ученых, побывавших в Илийской долине в конце XVIII-XIX в., земледелие играло существенную роль в хозяйстве казахов. Сведения о жизни казахов Илийской долины достаточно обстоятельно освещают тему земледелия. К середине XIX в. вся предгорная полоса Заилийского хребта была занята оседлыми казахами-земледельцами.

Письменные материалы по средневековой истории Алматы значительны. Их полное и исчерпывающее исследование – дело будущего. Много неизвестных науке сочинений, составленных на арабском, персидском, тюркском языках в эпоху средневековья и последующие века продолжают обнаруживаться в мировых фондах [22]. Большинство источников – архивные материалы, древнейшие карты, записки западных миссионеров, мемуары путешественников, разнообразные коллекции артефактов, хранящиеся в музеях мира, ждут своих исследователей.

Национальное этнографическое объединение «Адырна» при поддержки Управления внутренней политики г. Алматы проводил Международную научно-практическую конференцию на тему «История тысячелетней Алматы: археологические и письменные сведения» посвященное 1000-летию Алматы. Предоставляем читателям научную статью на тему «Мусульманские источники XII-XVI веков по истории и культуры Алматинского региона». 


Муминов А.К., доктор исторических наук,

Нурманова А.Ш., кандидат исторических наук,

Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК


Список использованной литературы:

  1. Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата: Издательство «Наука» Казахской ССР, 1972;
  2. Караев О.К. Арабские и персидские источники вв. о киргизах и Киргизии. Фрунзе, 1968;
  3. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Бишкек: Кыргызско-Турецкий университет Манас, 2010;
  4. Чороев Т.К. Этнические ситуации в тюркских регионах Центральной Азии середины VIII – начала XIII вв. по арабоязычным и персоязычным источникам IX-XIII вв. Афтореф. дисс. …канд. ист. наук по специальности 07.00.03 – Всеобщая история. Ташкент: Институт востоковедения им. Абу Райхана Беруни, 1988;
  5. Закиров Ш.Т. Арабоязычные источники вв. и их значение в изучении этнополитической жизни народов Средней Азии (тюркоязычные народы). Афтореф. дисс. …канд. ист. наук по специальности 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Ташкент: Институт востоковедения им. Абу Райхана Беруни, 1994;
  6. Ирматов Б.М. Метод использования материала в «Му‘джам ал-булдан» Йакута ал-Хамави. Афтореф. дисс. …канд. ист. наук по специальности 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования. Ташкент: Институт востоковедения им. Абу Райхана Беруни, 1993;
  7. Чороев (Чоротегин) Т.К. Махмуд ибн Хусейин ал-Кашгаринин «Дивану лугати т-түрк» эмгеги (1072-1077-жж.) Теңир-тоо жана ички Азия түрк элдеринин тарыхы боюнча булак катары. 07.00.02 – Кыргызстан тарыхы адистик тарых илимдеринин доктору окумуштуулук даражасын алууга талаптанып жазылган диссертациянын авторефераты. Бишкек: Кыргыз Республикасынын Улуттук Илимдер Академиясы. Тарых институту, 1998;
  8. Ильясова З.С. Йақұттың «Му‘джам әл-булдан» (XIII ғ.) жағрафиялық жинағы – Қазақстанның ортағасырлық тарихының дерегі. 07.00.09 – Тарихнама, деректану және тарихи зерттеу әдістері мамандығы бойынша тарих ғылымдарының кандидаты ғылыми дәрежесін алу үшін дайындалған диссертацияның авторефераты. Алматы: ҚР БҒМ Р.Б.Сүлейменов ат. Шығыстану институты, 2006.
  9. Карев Ю.В. Политическая ситуация в Мавераннахре в середине VIII века // Средняя Азия: археология, история, культура. Материалы международной конференции, посвященной 50-летию научной деятельности Г.В. Шишкиной. Москва, 2000, С. 205-218;
  10. Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. Алма-Ата, 1986. С. 192-195.
  11. Прозоров С. М. ас-Сам‘анийа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Под редакцией С. М. Прозорова. Том I. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006, сс. 342-346.
  12. Бартольд В.В. Мулхакат ас-Сурах // Бартольд В.В. Сочинения. Т. VIII. Работы по источниковедению. Москва: Наука, 1973. С. 98-102.
  13. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Часть 1. Тексты. СПб., 1898, С. 128-152.
  14. Абу-л-Фадл ибн Мухаммад Джамал ад-Дин Карши. Мулхакат ас-сурах (пер. с арабского Р.Ш. Шарафутдиновой) // Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XIX вв. Ташкент: Фан, 1989. С. 100-131.
  15. Джамал ал-Карши. Мулхакат ас-сурах. Перевод с арабского и примечания Саидова Абдукаххора. Отв. ред.: А.Ходжиев и Т.Н. Мардони. Душанбе: Ирфон, 2006.
  16. Джамал ал-Карши. ал-Мулхакат би-с-сурах / Отв. ред. А. К. Муминов. Введение, перевод с арабско-персидского, комментарии, текст, факсимиле Ш. Х. Вохидова, Б. Б. Аминова. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. – 416 с. (История Казахстана в персидских источниках. Том I). Данное издание, в отличие от предыдущих, содержит полный перевод сочинения и воспроизводит факсимиле нового, третьего списка сочинения.
  17. Stanley Lane-Poole. The Mohammadan Dynastіes. Chronologіcal and Genealogіcal Tables wіth Hіstorіcal Іntroductіons. London, 1894;
  18. Лэн-Пуль С. Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Перевел с английского с примечаниями и дополнениями В. Бартольд. СПб., 1899;
  19. E. de Zambaur. Manuel de généalogie et de chronologie pour l‛histoire de l‛Islam. Hanover, 1927; The Іslamіc Dynastіes. A Chronologіcal and Genealogіcal Handbook. By Clіfford Edmund Bosworth. Edіnburgh, 1967 (Іslamіc Surveys, 5);
  20. Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. П. А. Грязневича. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971;
  21. Clifford Edmund Bosworth. The New Islamic Dynasties. A Chronological and Genealogical Manual. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1996. – 389 p.
  22. Irwin, Robert G. What the Partridge Told the Eagle: a Neglected Arabic Source on Chinggis Khan and the Early History of Mongols // The Mongol Empire and its Legacy. Edited by Reuven Amitai-Preiss and David O. Morgan. Leiden, Boston, Köln: Brill, 1999, pp. 5-11.
Пікірлер